Информация » Экспериментальная психология » Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога

Возможности применения не экспериментальных методов в деятельности педагога
Страница 1

Метод беседы, наблюдения, тестирования и др. – являются методами педагогического исследования, т.е. совокупностью способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Метод наблюдения – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения могут быть: сплошными и выборочными; включенными и простыми; неконтролируемыми и контролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторными (в экспериментальных условиях) и т.д. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

Метод беседы – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе, как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае беседа выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Главная функция беседы – привлечь самих обучаемых к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности.

Из психологии известно, что чем моложе воспитанники, тем больше у них отставание в осознании своих собственных качеств по сравнению с осознанием качеств других людей. Педагог может раскрыть значение поступка, сопоставляя его с другими аналогичными поступками.

Форма беседы может быть самой разнообразной, но она должна наводить воспитанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или иными поступками.

Метод тестирования – исследование личности путем диагностики (психодиагностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания.

По различным аспектам (компонентам) развития и формирования человеческих качеств тесты классифицируются на:

1. тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2. тесты специальных способностей в различных областях деятельности

3. тесты обученности, успеваемости, академических достижений

4. тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.)

5. тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Опрос – сбор первичной информации путем постановки стандартизированной системы вопросов (применяется в социологии, психологии, педагогике и других исследованиях) методики опросов подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование широко используется в педагогических исследованиях. Анкета представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.

Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизированные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой4 уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

ОСНОВНОЙ МЕТОД

ЕГО ВАРИАНТ

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Сторонее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

проективный

Страницы: 1 2


Из книги Л. Хьелла, Д. Зиглера "Теории личности"
То, что люди - думающие существа, является фундаментальным фактом. Действительно, интеллектуальные процессы настолько самоочевидны, что фактически все персонологи сегодня так или иначе признают их воздействие на поведение человека. Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значе ...

Ребёнок и взрослый. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
Если посмотреть на само слово «общение» с точки зрения его этимологии, то можно увидеть, что оно происходит от слова «общее». В чем-то схожая ситуация и в языках германо-романской группы: так например, английское слово «communication» происходит от латинского «связывать, давать». Во всех этих словах мы можем увидеть как язык отражает од ...

Нарциссическое расстройство личности
Новый пациент, Дэвид, пришел на психотерапию по причине, которая сначала звучала как нарушение адаптации или легкий депрессивный эпизод. В ходе начальных интервью Дэвид испытывал значительное чувство вины и враждебности к своей жене, а также большое желание разобраться с ней и поставить ее на место. Он жаловался на то, что его не устраи ...

[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]