Характеристика речи дошкольника. Интонация

Под интонацией понимается совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоциональные оттенки речи. Интонация включает ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика речи — это повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи—это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп — это скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы — остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр — эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигается путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение — смысловое выделение слова во фразе усилением голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

речевой слух — такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух — восприятие движений тона голоса (повышение и понижение);

основные качества голоса — силу и высоту;

речевое дыхание — его длительность и интенсивность.


Результаты исследования и их обсуждения. Анализ результатов исследования ситуативной и личностной тревожности с помощью методики Ч.Д. Спилбергера
Обсуждение результатов проведенного нами исследования начнем с рассмотрения данных, полученных с помощью методики Ч.Д. Спилбергера. Результаты исследования ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера для наглядности и удобства обсуждения представлены в таблице 3 и на рисунке 1. Таблица 3. Результаты исследования ситуативной ...

Сиблинговая позиция как предиктор значимых аспектов психосоциального развития личности в юношеском возрасте
В классической и современной отечественной и зарубежной психологии представлены многочисленные научные факты, отражающие влияние порядка рождения детей на их положение в семье (сиблинговая позиция) и на развитие личности ребёнка в течение всей жизни (Адлер А., Толман У., Салловей Ф., Хоментаускас Г.Т., Захаров А.И., Bossard J., Bower B. ...

Диагностические критерии и стратегии оценки
В табл. 14.1 представлены диагностические критерии ОКРЛ по DSM-III-R. Оценка и постановка диагноза при ОКРЛ обычно не составляет труда, если клиницист знаком с различными проявлениями этого расстройства и отмечает их. При первом телефонном контакте с навязчивым человеком психотерапевт может обнаружить признаки ригидности или нерешительн ...