Классификация методов психологического исследования
В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют так называемые общие методы исследования. Они используются во многих науках: наблюдение, метод анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции и т.д. Существует также группа специфических методов для данной науки. Рассмотрим несколько примеров классификаций метода экспериментальной психологии.
Классификация методов психологического исследования. Б.Г. Ананьев все методы он разделил на: 1) организационные (сравнительный, лонгитюдный и комплексный); 2) эмпирические (обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы), моделирование и биографический метод); 3) способы обработки данных (математико-статистического анализа данных и качественного описания) и 4) интерпретационные (генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.). Генетический метод интерпретирует весь материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических функций, образований и свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь собранный материал в характеристиках систем и типах связи между ними, образующих личности, либо социальную группу.
Классификация эмпирических методов Водолева-Столена. 1 группа: 2 основных признака: 1. На основании сопоставления методологических признаков (объективные тесты, стандартизированные самоотчеты, тесты-опростники, открытые опросники, шкальные техники, субъективная классификация), индивидуально ориентированные техники (методика ролевых репертуарных решеток), прооективные техники, диалогические техники (беседа, интервью, диагностические игры). 2. Основание мер вовлеченности в психодиагностическую процедуру самого психолога и степени его влияния на результат диагностики (объективные методы - тесты, опросники, шкальные техники). 2 группа: диалогические (беседа, интервью, диагностические игры, патопсихологичекий эксперимент и некоторые из проективных методик).
Классификация методов Пирьова (1966). Пирьов выделил несколько самостоятельных методов.
1 Наблюдение.
1.1. Объективное наблюдение:
а) непосредственное наблюдение.
а1) объективно-клиническое наблюдение (широко применяемое в психиатрии);
б) опосредованное наблюдение (анкетные методики)
1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение):
а) непосредственное самонаблюдение — словесный отчет человека;
б) опосредованное самонаблюдение — изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний и т. д.
2. Метод эксперимента.
2.1. Лабораторный эксперимент:
а) классический
б) психометрия;
б1) метод тестов
б2) психологическое шкалирование
2.2. Естественный эксперимент
2.3. Психолого-педагогический эксперимент
а) констатирующий
б) Формирующий
3. Метод моделирования
4. Метод психологической характеристики
5. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии)
а) физиологические, фармакологические, биохимические и т. д.
б) математические;
в) графические.
6. Специальные методы (специфические для психологии):
а) генетический метод (онтологические и филогенетические аспекты)
б) метод сравнительного исследования (например, исследование развития ребенка и маленького шимпанзе);
в) патопсихологический метод (с помощью его исследуют патологические отклонения психики от принятой нормы)
Классификация Пирьова представляет образец классической классификации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившиеся традициям. Пирьов традиционно разделяет методы на группы эмпирических методов, которые, опять же следуя традиции, подразделяет на два отдельных класса — наблюдение и эксперимент; на группу теоретические методов, состоящую из двух классов — моделирование и «методы психологической характеристики», который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Пирьов объединил два класса специальных методов, специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей знания.
Экспериментальные методы
Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство - возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют ...
Формирование Я–концепции
Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однак ...
Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у
подростков
В последние годы в психологии большое внимание уделяется феномену психологической безопасности, что отражается в большом количестве научных публикаций, посвященных различным аспектам данной проблемы. В части из них состояние безопасности характеризуется удовлетворенностью настоящим и уверенностью в будущем (С.К. Рощин), вероятностью дос ...