Характеристика методик исследования
Страница 1

Существует большое количество методик по измерению особенностей мышления. Из трех видов мышления : словесно-логическое, наглядно- образного, наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве только еще начинает развиваться. Поэтому, диагностируя интеллект детей дошкольного возраста, в первую очередь необходимо обращать внимание на наглядно-образное и наглядно – действенное мышление.

Как образное, так и действенное мышление имеют несколько аспектов, которые в той или иной степени проявляются при решении разных задач. В исследовании мы использовали три методики: «Времена года», «Что здесь лишнее?», «Кому чего недостает?».

Методика «Времена года» предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет . ребенку показывают рисунок и просят , внимательно посмотрев на этот рисунок , сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время-2 минуты -ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года , но и обосновать свое мнение о нем , то есть объяснить , почему он так думает, указать те признаки , которые ,по его мнению. Свидетельствуют о том , что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года. Оценка результатов: 10 баллов – за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года , указав на каждом из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года(всего не менее 8 признаков по всем картинкам. 8-9 баллов- ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки , указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение , на всех картинках вместе взятых. 6-7 баллов- ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение. 4-5 баллов- ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения. 0-3 балла- ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов , от0 до 3 , ставится в зависимости от того , пытался или не пытался ребенок это сделать).

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

Методика «Что здесь лишнее?» предназначена для детей от 4 до 5лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы наглядно-образного мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок . На которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Оценка результатов: 10 баллов –ребенок решил поставленную перед ним задачу за время ,меньшее чем 1 минута назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. 8-9 баллов- ребенок правильно решил задачу за время от 1 минуты до 1,5 минуты. 6-7 баллов- ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. 4-5 баллов- ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла- ребенок решил задачу за время от 2,5 минут до 3 минут. 0-1 балл – ребенок за 3 минуты не справился с заданием.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

4-7 баллов – средний.

2-3 балла – низкий.

0-1 балл - очень низкий.

Методика «Кому чего недостает?» предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет . Перед началом выполнения задания , включенного в данную методику , ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То , чего им недостает , изображено отдельно внизу на этом рисунке .

Страницы: 1 2


Межличностная аттракция как механизм социальной перцепции
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги "Ка ...

Методология тренинга
В психологии и управлении персоналом термин тренинг обычно связывают не с любыми упражнениями (тренировкой), а с комплексом упражнений, осуществляемых по специальной методике, разработанной на научной основе [c.70, 11]. В рамках данного тренинга была разработана методика, с использованием идеи П.Я. Гальперина о поэтапном формировании д ...

Основные направления и принципы развития воображения
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении "схватывать" целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме та ...