Информация » Экспериментальная психология » Становление экспериментального метода в психологии

Становление экспериментального метода в психологии
Страница 1

Наиболее важными характерными признаками науки являются:

а) систематический характер входящих в ее состав знаний;

б) пользование определенными методами исследования;

в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами.

Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень краткая история. Сам термин «психология» был предложен в 1500 г. профессором из Марбурга Гоклениусом [16]. Согласно другим источникам термин «психология» (наука о душе) в науку ввел немецкий философ Учитель М.В. Ломоносова Христиан Вольф в 1732 г.

Психология прошла долгий путь к тому, чтобы стать самостоятельной наукой — от донаучной «бытовой» психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.

1. Донаучная психология. На этом этапе человек познавал другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и общения. В основе донаучной психологии лежит здравый смысл. Это та психология, которую народ создает еще до психологов, по мнению П. Жане

Разумеется, «этап донаучной психологии» не завершился в Средние века, когда психологические проблемы привлекли внимание философов. «Бытовая» психология и ее основной инструмент «здравый смысл» и сегодня сопровождают нас в нашей жизни. Хороший писатель как «специалист по бытовой психологии» даст сто очков вперед многим из «научных психологов» с университетскими дипломами. Достаточно при этом вспомнить Ф.М. Достоевского.

2. Философская психология — развитие психологической тематики в рамках той или иной философской системы.

Уже в античной философии были выдвинуты:

• идея закона как инвариантного отношения, проявляющегося в варьирующихся условиях исследования;

• идея сохранения первозданной субстанции, этических начал, неизменного начала и т. д. в зависимости от философской школы.

В основе философского решения психологических проблем лежат абстрактные, логически выводимые принципы.

Лишь в XVII в. проблема познания человека приобрела свою специфику.

3. Научная психология. Научная психология возникла не на пустом месте. Всю историю развития этой науки, включая «донаучный период», проводились исследования, которые мы сегодня могли бы назвать психологическими. Например, еще в III в. н. э. епископ Немеций установил, что зрение не может одновременно охватить более 3—4 элементов.

Первые данные о психологических экспериментах, пишет К.А. Ра-муль, появились только в XVI в., но уже довольно много упоминаний о них относится к XVIII в. К.А. Рамуль отмечает, что:

1)первые психологические опыты носили случайный характер и не были поставлены с научной целью;

2)систематическая постановка психологических экспериментов с научной целью появляется только у исследователей в XVIII в.;

3)большей частью эти опыты были связаны с элементарными зрительными ощущениями.

Первым, кто заговорил об измерении в психологии, был X. Вольф. Например, он считал, что может измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством.

Однако - от опыта, о котором он говорил, до научного эксперимента было еще далеко.

К идее использовать в психологии математику пришел Гальтон. Он утверждал, что, пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки.

Первые психологи были часто физиологами (Вундт, Бине, Павлов), а иногда врачами (Бехтерев) или физиками (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц) по образованию. Они подошли к психологическим проблемам как естествоиспытатели, привыкшие подчиняться и доверять фактам больше, нежели умственным конструкциям. Наконец, они владеют искусством своей методологии, а иногда даже некоторой аппаратурой, позволяющей им, особенно в области ощущений, качественно и количественно варьировать стимуляцией.

В 1860 г. вышла в свет книга Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика. Фехнер определил психофизику как «точную теорию об отношениях между душой и телом и вообще между физическим миром и психическим миром».

Вильгельм Вундт (1832—1920) превратил «эмпирическую» доэкспериментальную психологию в экспериментальную психологию. В созданной им в 1879 г. психологической лаборатории прошли подготовку психологи со всего мира, в том числе и из России. Фехнер раньше Вундта начал исследования, которые заложили основы естественнонаучной психологии, но в лаборатории Вундта была создана первая научная психологическая школа. Эббингауз в работе «О памяти» (1885 г.) уже приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии как установлению функциональной связи между определенными явлениями и определенными факторами. В России развитие психологии шло по линии физиологической психологии. В 1870 г. Сеченов опубликовал статью «Кому и как разрабатывать психологию?» На вопрос «Кому?» он ответил: «Физиологу»; на вопрос «Как?» — «Посредством изучения рефлексов». Эта позиция была совершенно оригинальной для того времени.

Страницы: 1 2


Пассивно-агрессивное расстройство личности. Диагностические особенности
Наиболее характерная особенность пассивно-агрессивного расстройства личности (ПАРЛ) — сопротивление внешним требованиям, которое обычно проявляется в оппозиционном и обструкционном поведении. Эти формы поведения включают в себя промедление, плохое качество работы и «забывание» обязательств. Часто поведение этих людей в профессиональной ...

Сцены и их постановка
Стадия действия состоит в постановке сцен для разыгрывания. Сцена — это вполне определенная ситуация, воссозданная методом ролевой игры. Любая мыслимая ситуация может стать сценой. Это может быть сегодняшняя ситуация или имевшая место в прошлом (близком или далеком), ситуация, которая может сложиться в будущем, и даже фантастическая сит ...

Личностные характеристики «проблемных» детей
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушение поведения и других психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий в детстве ребенка. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителя, воспитание в детском доме, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний ...