Информация » Экспериментальная психология » Психодиагностика. Понятие и история ее становления

Психодиагностика. Понятие и история ее становления

Психодиагностика - включает в себя разработку требований к измерительным инструментам, конструирование и апробацию методик, выработку правил обследования, обработку и интерпретацию результатов. В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, валидность, достоверность. Интерпретация полученных при помощи тех или иных психодиагностических методов данных может осуществляться на основе использования двух критериев: при качественном сравнении с нормой или эталоном, в качестве которого могут выступать представления о непатологическом развитии или социально-психологические нормативы, с последующим заключением о наличии или отсутствии определенного признака; при количественном сравнении с группой с последующим заключением о порядковом месте среди других. Термин « психодиагностика» появляется в 1921г. и принадлежит Г. Рошаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции даигностического теста»

История. Есть сведения о применении психодиагностических испытаний с III тыс. до н.э. в Древнем Египте, Китае, Древней Греции.

Становление научной психодиагностики связано в первую очередь с проникновением в психологическую науку эксперимента, идеи измерения. Идея квантификации психологических наблюдений родилась достаточно давно, в 30-х гг. XIX столетия. Впервые об этом заговорил немецкий исследователь Вольф, который полагал, что можно продолжительностью аргументации, за которой мы в состоянии проследить, измерить величину внимания. Этим же ученым было введено понятие психометрии. Однако психологические замыслы философов, естествоиспытателей и математиков тех лет начали обретать кровь и плоть лишь век спустя. Реализация идеи измерения психических явлений, начавшись с работ по психофизике Э. Вебера и Г. Фехнера (середина XIX столетия), определила важнейшее направление исследований в экспериментальной психологии того времени.

Собственно научная психодиагностика начинается с конца ХIХ в., когда в 1884 г. Ф. Гальтон ((16.02.1822, Бирмингем - 17.01.1911, Лондон) - английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники и дифференциальной психологии) стал проводить обследования людей по выраженности у них частных характеристик восприятия, памяти. Родоначальник научного изучения индивидуальных различий Ф. Гальтон явился создателем инструмента для их измерения – теста. В начале ХХ в. А. Бине ((11.07.1857, Ницца - 18.10.1911, Париж) – французский психолог, один из основателей тестологии) приступил к разработке методов диагностики умственного развития и умственной отсталости. По предложению В. Штерна ((29.04.1871, Берлин - 27.03.1938) - немецкий психолог, основатель "персоналистической психологии") был введено понятие коэффициента умственного развития (IQ). С этого же времени стали создаваться и первые проективные методы, предназначенные для анализа личности (К.Г. Юнг, Г. Роршах), достигшие - в силу активного развития психотерапии и психологического консультирования - своего апогея в конце 30-40-х гг. С 40-60-х гг. активно создаются личностные опросники.

В последние годы в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических разработок с эмпирическими результатами, для чего стали необходимы методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования. Тесты являются сейчас наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации. Такое понимание тестов все больше утверждается в отечественной и зарубежной литературе. Это прослеживается в работах Анастази А., Бурлачук Л.Ф., Кабанова М.М., Личко А.Е. и др.


Теоретические аспекты развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта. Психолингвистический анализ развития связной речи у младших школьников
Связная монологическая речь, представляя собой много аспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «свя ...

Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Ключевые слова для обсессивно-компульсивных личностей — «контроль» и «должен». Эти люди так тщательно выбирают средства, необходимые для достижения цели, что средства сами по себе становятся целью. Для них «порядок есть благочестие». Представление о себе. Они считают себя ответственными за себя и за других. По их мнению, для достижения ...

Описание эксперимента
Второй эксперимент проводился в Православной гимназии г. Москвы. В нем принимали участие учащиеся 3-х и 4-5-х классов, всего 37 детей. В 3-х классах - 17 человек, в 4-5-х – 20 человек. Эксперимент проводился в форме анкетирования. Детям было предложено заполнить анкету, под названием «Компьютер и дети: анкета для младших школьников», со ...