Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;
2. упражнение и приучение;
3. обучение;
4. стимулирование;
5. контроль и оценка.
Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и редко применяются изолированно. Само понятие метод – это система педагогических приемов для достижения тех или иных педагогических задач.
1. убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Если мы обращаемся к разуму, чтобы убедить человека в истинности какого-то научного положения, то в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если стоит задача воспитать любовь к Высокому и Прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего доказательство и внушение дополняют друг друга.
Важную роль в убеждении играют такие приемы, как беседа, лекция, диспут.
2. упражнение и приучение. Упражнение – планомерно организованное выполнение обучаемыми различных действий с целью формирования и развития их личности. Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения обучаемыми упражнений с целью выработки хороших привычек. Упражнение (приучение) применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития личности. Без системного применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.
3. обучение. Классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием. Подразделяются методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.
4. методы стимулирования. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. Определенное стимулирующее действие уже изложено внутри каждого метода, однако необходимо дополнительное стимулирующее влияние, которое осуществляется через соревнование, поощрение, наказание.
Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. В связи с этим, главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в стремление к первенству любой ценой. Воспитательная функция соревнования – стимулировать развитие инициативы и ответственности, достижение высоких результатов.
Поощрения. Один из наиболее действенных методов воздействия на развитие способностей обучаемых. Чувство удовлетворенности, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах, повышение самооценки. Это особенно важно при работе с людьми несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию.
Наказание. По мнению известных педагогов, система взысканий помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, корректирует поведение человека, порождает потребность его изменить. Вместе с тем наказание не должно причинять человеку ни морального унижения, ни физического страдания.
Следует избегать наказаний за неумышленные поступки, или наспех, без достаточных оснований; сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Анализ влияния
телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние
Следующим этапом работы является анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье проблемных подростков. С этой целью проводилось повторное тестирование через месяц на выявление у подростков тревожности, агрессии и депрессивных расстройств.
Повторное исследование депрессии приведено в табл. 1 и 4 (Приложение 2 ...
Этапы развития психогенетики
В истории развития генетики поведения человека можно, конечно достаточно условно, выделить четыре основных периода:
1) Зарождение генетики поведения человека. Огромную роль на этом этапе развития генетики поведения сыграли работы Ф.Гальтона. Его работы посвящены не только эмпирическим исследованиям наследственности поведения человека, ...
Работа и достижения
Нарциссические личности могут интенсивно трудиться, но при этом ставят перед собой эгоистические цели. Мотив их личного признания людьми гораздо более важен для нарциссических личностей, чем общественная ценность выполняемой ими работы, вклад, вносимый ими в благосостояние семьи, или просто удовольствие от самой работы. В других случаях ...