Информация » Экспериментальная психология » Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики

Методы психологического воздействия их значения для педагогической практики

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнение и приучение;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и редко применяются изолированно. Само понятие метод – это система педагогических приемов для достижения тех или иных педагогических задач.

1. убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Если мы обращаемся к разуму, чтобы убедить человека в истинности какого-то научного положения, то в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством. Если стоит задача воспитать любовь к Высокому и Прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Чаще всего доказательство и внушение дополняют друг друга.

Важную роль в убеждении играют такие приемы, как беседа, лекция, диспут.

2. упражнение и приучение. Упражнение – планомерно организованное выполнение обучаемыми различных действий с целью формирования и развития их личности. Приучение – организация планомерного и регулярного выполнения обучаемыми упражнений с целью выработки хороших привычек. Упражнение (приучение) применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития личности. Без системного применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

3. обучение. Классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием. Подразделяются методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.

4. методы стимулирования. Стимулировать – значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. Определенное стимулирующее действие уже изложено внутри каждого метода, однако необходимо дополнительное стимулирующее влияние, которое осуществляется через соревнование, поощрение, наказание.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. В связи с этим, главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в стремление к первенству любой ценой. Воспитательная функция соревнования – стимулировать развитие инициативы и ответственности, достижение высоких результатов.

Поощрения. Один из наиболее действенных методов воздействия на развитие способностей обучаемых. Чувство удовлетворенности, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах, повышение самооценки. Это особенно важно при работе с людьми несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию.

Наказание. По мнению известных педагогов, система взысканий помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, корректирует поведение человека, порождает потребность его изменить. Вместе с тем наказание не должно причинять человеку ни морального унижения, ни физического страдания.

Следует избегать наказаний за неумышленные поступки, или наспех, без достаточных оснований; сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания, учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.


Теоретические аспекты развития связной речи младших школьников с нарушением интеллекта. Психолингвистический анализ развития связной речи у младших школьников
Связная монологическая речь, представляя собой много аспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «свя ...

Лечение пациентов с антисоциальными чертами личности
Стратегии когнитивной психотерапии также можно использовать при работе с людьми, имеющими черты антисоциальной личности, но при этом не соответствующими критериям АРЛ полностью. Бретту (29 лет) потребовалась амбулаторная психотерапия после того, как у него нашли ворованные вещи. У него были некоторые характеристики безответственного и а ...

Специфика ведения переговоров с противником
Российская действительность свидетельствует о том, что переговоры с противником - довольно актуальная проблема нашего времени. Региональные и этнические конфликты, борьба с терроризмом, освобождение заложников, обмен военнопленными ставят руководителей силовых структур в положение, когда необходимо вести диалог с противником с целью пре ...