Структура тренинга: предмет, цель и методы

Тем не менее, разобраться в понятии «тренинга» не так сложно, если последовать совету Ю.М. Жукова - прийти к понятию тренинга через определение его предмета (содержания), целей и методов [28,29,30]. Эта триада составляет фундамент любого тренинга.

Содержание тренинга

определяется тем, что подлежит развитию или совершенствованию.

Методы

, Ю.М. Жуков определяет как приобретение обучающего опыта, обучение и предоставление возможности приобретения опыта, процесс приобретения знаний и умений, «совокупность активных методов» [29]. Подробнее вопросы методологии данного тренинга рассмотрены в отдельном параграфе главы ниже.

Цель тренинга

- это успешное функционирование и совершенствование в заданной области, адекватное выполнение конкретной задачи и работы, повышение эффективности труда, эффективность работы в конкретной организации [с.99-101, 29].

В определении целей тренинга, как и в определении понятия тренинга, так же не существует единогласия среди авторов. Существует много типологий, классификаций целей тренинговой работы. Большаков В.Ю. выделяет такие цель: психотерапия, обучение, обогащение личности новым опытом. Емельянов Ю.Н. выделяет: дрессуру навыка, личностные реконструкции, работа по углублению понимания социальных ситуаций.

В психологии управления [с.71, 11] выделяют следующие функции

тренинга как организационной формы обучения:

развитие специальных профессиональных знаний и навыков;

передача информации, помогающей сотруднику ориентироваться в организации и во внешней среде;

изменение установок работников и укрепление трудовой мотивации;

совершенствование моделей межличностной коммуникации, взаимодействия.

В организациях тренинги широко применяются для [там же]:

ускорения адаптации новых работников;

устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения;

обучения новым технологиям для работы в новой, более высокой должности.

Работа тренинговых групп может быть направлена на [с.29-46, 24]:

сплочение коллективов;

разрешение внутригрупповых конфликтов;

снятие психоэмоционального напряжения в группе;

облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;

освоение социальных и профессиональных ролей.

коррекционная работа (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок),

развивающая работа, направленная на: развитие профессионально значимых качеств и психических процессов; развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе; эмоциональной устойчивости; навыков саморегуляции.

В рамках проводимого нами тренинга нам предстоит работать прежде всего в направлении коррекционной работы

(устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения), как дополнительные задачи (направления) выделяются: работа над сплочением коллектива, развитие коммуникативной компетентности, профессионально значимых качеств, освоение социальных и профессиональных ролей, укрепление трудовой мотивации, передача информации помогающей сотруднику ориентироваться в организации и во внешней среде.


Случай из практики
Джек, 28 лет, первоначально обратился за помощью в связи с депрессией. Он жил один и вел очень уединенную жизнь. Хотя он работал, ему не требовалось при этом взаимодействовать с кем-нибудь. Вне работы он не имел никаких социальных контактов; он сообщил, что у него нет друзей, он редко встречается с женщинами и считает себя «одиночкой». ...

Модели поведения в поведенческой терапии
Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптационных форм. А. Бандура выделяет 4 основные модели терапии в рамках поведенческого подхода: 1) подавление (вытеснение) ответной реакции; 2) актуализация (освобождение) под ...

История концепции «пограничного» расстройства
Важно отметить, что термин «пограничный» использовался в разных значениях, которые весьма отличаются от критериев DSM-III-R для ПРЛ, и что неправильное употребление этого диагностического ярлыка долго критиковалось (например: Knight, 1953). Первоначально этот термин использовался, когда клиницист был не уверен в правильности диагноза, п ...