Структура тренинга: предмет, цель и методы

Тем не менее, разобраться в понятии «тренинга» не так сложно, если последовать совету Ю.М. Жукова - прийти к понятию тренинга через определение его предмета (содержания), целей и методов [28,29,30]. Эта триада составляет фундамент любого тренинга.

Содержание тренинга

определяется тем, что подлежит развитию или совершенствованию.

Методы

, Ю.М. Жуков определяет как приобретение обучающего опыта, обучение и предоставление возможности приобретения опыта, процесс приобретения знаний и умений, «совокупность активных методов» [29]. Подробнее вопросы методологии данного тренинга рассмотрены в отдельном параграфе главы ниже.

Цель тренинга

- это успешное функционирование и совершенствование в заданной области, адекватное выполнение конкретной задачи и работы, повышение эффективности труда, эффективность работы в конкретной организации [с.99-101, 29].

В определении целей тренинга, как и в определении понятия тренинга, так же не существует единогласия среди авторов. Существует много типологий, классификаций целей тренинговой работы. Большаков В.Ю. выделяет такие цель: психотерапия, обучение, обогащение личности новым опытом. Емельянов Ю.Н. выделяет: дрессуру навыка, личностные реконструкции, работа по углублению понимания социальных ситуаций.

В психологии управления [с.71, 11] выделяют следующие функции

тренинга как организационной формы обучения:

развитие специальных профессиональных знаний и навыков;

передача информации, помогающей сотруднику ориентироваться в организации и во внешней среде;

изменение установок работников и укрепление трудовой мотивации;

совершенствование моделей межличностной коммуникации, взаимодействия.

В организациях тренинги широко применяются для [там же]:

ускорения адаптации новых работников;

устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения;

обучения новым технологиям для работы в новой, более высокой должности.

Работа тренинговых групп может быть направлена на [с.29-46, 24]:

сплочение коллективов;

разрешение внутригрупповых конфликтов;

снятие психоэмоционального напряжения в группе;

облегчение процессов адаптации новичков к новым условиям деятельности;

освоение социальных и профессиональных ролей.

коррекционная работа (коррекция неадаптивных социальных и личностных установок),

развивающая работа, направленная на: развитие профессионально значимых качеств и психических процессов; развитие коммуникативной компетентности, уверенности в себе; эмоциональной устойчивости; навыков саморегуляции.

В рамках проводимого нами тренинга нам предстоит работать прежде всего в направлении коррекционной работы

(устранения пробелов в профессиональной подготовке и преодоления неэффективных форм поведения), как дополнительные задачи (направления) выделяются: работа над сплочением коллектива, развитие коммуникативной компетентности, профессионально значимых качеств, освоение социальных и профессиональных ролей, укрепление трудовой мотивации, передача информации помогающей сотруднику ориентироваться в организации и во внешней среде.


Изменения в организации личности
Убеждения, имевшиеся у пациента до развития депрессии или тревоги, становятся намного более сильными и всеобъемлющими. Убеждения типа «Если вам не сопутствует успех, вы ничего не стоите» или «Хорошая мать должна всегда удовлетворять потребности ребенка» станут крайне выраженными. Кроме того, некоторые аспекты негативного образа себя ста ...

Зависимое расстройство личности
Зависимость и привязанность считаются универсальными и, возможно, определяющими формами поведения у млекопитающих (Frances, 1988). Полагаться в определенной степени на других — это, безусловно, адаптивное поведение, но чрезмерная зависимость может создавать значительные проблемы, а крайние формы зависимости определены в DSM-III как зави ...

Теории и концепции П.Я. Гальперина
П.Я. Гальперин создал концепцию о плано-поэтапном формировании умственных действий и понятий, которая приобрела мировую известность [97]. Концепция сложилась к 70м годам 20в. В основных чертах. П.Я. Гальпериным была создана «система» учений: Учение об ориентировочной деятельности Учение об эволюции человеческой психики Учение о форми ...