Информация » Тренинг клиент-центрированного взаимодействия для сотрудников салонов красоты » Основные парадигмы развития группового психологического тренинга

Основные парадигмы развития группового психологического тренинга

В настоящее время в качестве основных подходов развития группового психологического тренинга выделяются следующие [12; с.24-35, 24; 29; 31; 45; 47]:

Гуманистическое направление.

Главным предметом гуманистической психологии является личность и ее уникальность, переживание человеком мира и осознание своего места в нем. Одна из характерных особенностей классического гуманистического направления - максимально недирективный стиль управления группой, побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя ответственность за происходящее. Климат открытости, безопасности в группе порождает доверие, позволяет личности осознать и изменить неадекватные защитные установки, проверить и принять обновленные способы поведения и формы эмоционального реагирования.

Гештальт-модель.

Центральный момент теории - все совершается здесь и сейчас. Целью группового процесса является расширение сферы осознания каждым участником себя, своих индивидуальных особенностей, осознание им самоидентичности и совершенства, принятие личной ответственности за происходящее с ним.

Психодраматический подход.

Трансактная модель.

Центральным моментом концепции является положение о том, что многие сформированные ранее жизненные сценарии могут быть «переписаны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их распознании, вскрытии и переформировании.

Бихевиорально-ориентированные группы.

Занятия поведенческим тренингом не ставят перед собой глобальных задач развития личности или реализации человеческого потенциала; называются тренингом жизненных умений. Их задача - обучить участников справляться с конкретными проблемами и выработать умение приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Одной из типичных методик является репетиция желаемого поведения. После моделирования необходимого поведения участнику предлагается проиграть его в виде упражнения, эпизода или ролевой игры. В случае успеха следует подкрепление в виде положительной реакции группы и ведущего.

Когнитивно-поведенческая модель психологического тренинга.

В настоящее время данная парадигма активно развивается. В данной модели поведение человека рассматривается в неразрывной связи с его пониманием и интерпретацией данного поведения. Для того чтобы отказаться от неконструктивных элементов поведения и выработать, развить более конструктивные, необходимо их заметить и осознанно отказаться от последних, после чего необходимо получить и освоить образец более конструктивного поступка в конкретных ситуациях.

В настоящее время трудно составить стройную и наглядную систему взаимодействия и взаимосвязи различных групповых методов. В психологическом тренинге используются самые разные подходы психологической работы, объединяются техники и средства различных теорий и школ [с.24, 24] в зависимости от конкретных целей и задач, специфики решаемых проблем, конкретной ситуации, в которой работает тренер.

В рамках данной работы в тренинге будут отражены идеи нескольких парадигм: когнитивно - поведенческой, собственно поведенческой, гуманистической и гештальт-модели, главным образом.

Рассмотрим основные подходы к тренингу, в рамках которых возможна реализация учебного процесса в рамках стоящих перед нами целей.


Песочная терапия как средство коррекции межличностных отношений младших школьников
Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра в песочнице способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженн ...

Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д. Для оценки р ...

Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень тяжелой для детей с гиперактивностью. Они редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им все же удается достичь успеха, они объясняют его неконтролируемыми факторами, такими как легкость задания или уда ...