Функция вспомогательных лицСтраница 2
б. Участие в действии. Вспомогательные "я", играющие роли других людей, обязаны поддерживать действие, так как протагонист, играющий самого себя, может быстро зайти в тупик.
в. Репетирование с протагонистом. Когда ведущий хочет предложить протагонисту возможность испробовать новый вариант поведения, он использует вспомогательных лиц в качестве помощников. Они исполняют роли, пытаясь вдохновить протагониста подключиться к игре, что позволит добиться определенного успеха. Эта игра должна постепенно приучать протагониста к тому, что ждет его в реальном мире. Сложность сцен для репетирования зависит от решения ведущего.
Часто вспомогательными лицами выполняются такие техники психодрамы, как "двойник" (дубль) или "зеркало":
· "Двойник". Человек, который играет роль или какой-то аспект роли протагониста. Протагонисту иногда необходим человек, который его замещает, играет его роль, осуществляет "дублирование". Этим человеком, вспомогательным Я, может быть как прошедший специальную подготовку терапевт, так и обычный участник группы. Приведем пример использования техники дублирования: подросток, который чрезмерно сдержан в выражении своих чувств, вспоминает эпизод, когда его унизил отец, но не чувствует при этом агрессии. Тогда в игру вступает "внутренний голос", который начинает выражать вытесненную агрессию за подростка. Постепенно подросток "разогревается" и сам начинает ощущать гнев, после чего дублирование уже практически не нужно.
· "Зеркало". Иногда протагонист неясно представляет сам себя или же директор хочет, чтобы протагонист посмотрел на себя со стороны и что-то осознал. В таких случаях директор может воспользоваться техникой психодраматического зеркала. Обычно при этом протагонисту предлагают побыть зрителем и посмотреть, как на сцене его слова и действия изображает дополнительное "Я". Дополнительное "Я" играет роль протагониста, подражает его поведению, старается своими движениями и словами передать его чувства, показывает его "зеркальное отражение". Человек, играющий эту роль, стремится изобразить протагониста как можно точнее, чтобы представить протагонисту как бы видеозапись его поведения. Но бывают ситуации, в которых "зеркало" намеренно искажает черты протагониста, чтобы возмутить его спокойствие, мобилизовать его: тогда протагонист из пассивного зрителя превращается в активного участника — актера, который своей игрой исправляет ошибки в понимании своего образа, допущенные "зеркалом".
Понимание человека в естествознании
Совокупность естественных наук, как наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе) представляет собой естествознание. Человек в рамках естествознания занимал не всегда однозначное положение.
На протяжении двадцатого века на Западе взгляды на роль биологического и культурного в природе человека резко расходились между с ...
Формулировка проблемы
Материалистический взгляд на психику, зародившийся в представлениях древних философов, всё более утверждался в научном и обыденном сознании и в настоящее время является аксиомой, поскольку вряд ли можно всерьез подвергать сомнению связь между «мозгом» и «психикой». На изучение «физиологических основ» психики, или «физиологических механи ...
Социально-личностные компетенции
Социально-личностные компетенции – это сложное системное образование, способствующее саморазвитию и самореализации личности, ее успешной жизнедеятельности в социальном взаимодействии.
Социально-личностные компетенции относятся к сферам «Я – Мы» и «Я-Я».
Социально-личностная компетентность в период детства – это интегративная характери ...