Информация » Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта » Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников С

Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников С
Страница 3

Как видно из таблицы в 1 классе «лидеры» отсутствуют, к «предпочитаемым» относится 4 человека - № 1, 6, 9 и 10, все остальные учащиеся имеют статус «принятые» -№2,3,4,5,7,8.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в 1классе равен 15%, следовательно, мы получили низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе количество детей имеющих неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными) превышает количество детей имеющих благоприятный статус (1 и 2 статус). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе.

Среди учащихся 1класса взаимных выборов всего два - между 1 и 2 членами группы, а также 1 и 5, что свидетельствует о наличии тесных связей между этими участниками исследования.

Мы видим, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть, и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) - более 10%, т.е. данную группу нельзя считать благополучной.

Помимо этого мы выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. При проведении социометрического исследования ребятам было предложено обозначить свои выборы одним, или несколькими из предложенных мотивов.

Анализ высказываний показал, что преобладающими мотивами являются 1 («Потому, что он веселый и с ним можно общаться») и 14 («Потому, что мне нужен такой друг /подруга/»). Ни разу не были названы мотивы 4 («Потому, что мы вместе ходим на одну секцию») и 6 («Потому, что мы вместе отдыхали летом»), хотя это просто могло не иметь места. Большой процент имеет мотив «на наличие определенных высоко ценимых качеств у ребенка», к примеру, мотив («Потому, что он не жадный») был назван 10 раз и находится на третьем месте «по популярности». Причем определение мотивов выборов практически не зависит от статуса ребенка (конечно, ребенок не знает своего статуса). Всеми участниками опроса, и теми, которые не получили выборов, и теми, которые получили большее количество выборов предпочтение было отдано 1, 2 и 14 мотивам. Знания «имеют цену» у этих ребят - мотив «потому, что он много знает» был назван как представителем «лидеров», так и представителем «отверженных». Практически не была замечена какая - либо дифференциация выбора мотивов в зависимости от половой принадлежности опрошенных, т.е. мотивы мальчиков и девочек практически ничем не отличаются. В результате можно сделать следующие выводы - в основе мотива выбора в основном находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком.

Таким образом, в исследуемой группе большинство детей с нарушениями интеллекта имеет статус «принятого». Низкий уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат, а также для большей продуктивности целенаправленной воспитательной деятельности учителя.

Страницы: 1 2 3 4