Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений
детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое
исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников ССтраница 2
Обработка результатов социометрического изучения группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.
Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:
а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:
1 – «лидеры»: 5 и более выборов,
2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,
3 – «принятые» - 1-2 выбора,
4 – «не принятые» - 0 выборов.
1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать: насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.
б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;
в) коэффициент взаимности (KB) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности:
1 – KB = 15-20% (низкий),
2 – KB = 21-30% (средний),
3 – KB = 31-40% (высокий),
4 – KB = 40% и выше (сверхвысокий);
г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;
д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.
Перечень мотивов, влияющих на выбор школьников
1. Потому, что он веселый и с ним можно общаться.
2. Потому, что мне нужен такой друг /подруга.
3. Потому, что мы вместе ходим на одни занятия/секцию.
4. Потому, что мы вместе отдыхали летом.
5. Потому, что он не жадный.
6. Потому, что он честен с людьми.
7. Потому, что он справедлив в своих суждениях.
8. Потому, что он много знает.
9. Потому, что мы рядом живем.
10.Потому, что я могу ему довериться.
11.Потому, что он отзывчивый, внимательный.
е) половая дифференциация взаимоотношений.
Такова в общих чертах процедура социометрического исследования в нашей работе.
Анализ результатов первичной социометрии
В
результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего школьного возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели. В представленных ниже матрицах выборов (таблицы 1 и 2) отражена картина межличностных отношений учащихся 1 класса СКОУ VIII вида «Ступени».
Таблица 1
Таблица межличностных выборов учащихся 1 кл.
№ п/п |
ФИО |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. |
Игорь Е. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
2. |
Дмитрий Д. |
+ |
+ |
+ | |||||||
3. |
Елена С. |
+ |
+ |
+ | |||||||
4. |
Марина К. |
+ | |||||||||
5. |
Максим Б. |
+ |
+ | ||||||||
6. |
Анастасия К. |
+ | |||||||||
7. |
Владимир Д. |
+ |
+ |
+ | |||||||
8. |
Виталий Б. |
+ |
+ | ||||||||
9. |
Анастасия П. |
+ |
+ |
+ | |||||||
10. |
Наталья К. |
+ |
+ | ||||||||
Общее кол-во выборов |
3 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях
Психология состояний объединяет огромный опыт мировой психологической науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том ...
Формирующий эксперимент
4)Проведенное нами исследование теоретического материала и результаты констатирующего эксперимента позволяют разработать программу тренинга по развитию ассертивного поведения у подростков.
Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, опреде ...
Концепции отечественной психологии
Выготский Л. С. формулирует идею о том, что процессы человеческой психики основаны на межличностных отношениях. Индивид формирует свой внутренний мир путем интериоризации исторически сложившихся форм и видов деятельности. «Сначала другие люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, он нач ...