Информация » Песочная терапия в коррекции межличностных отношений младших школьников с нарушениями интеллекта » Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников С

Изучение песочной терапии как средства коррекции межличностных отношений детей с нарушениями интеллекта. Социометрическое исследование состояния межличностных отношений в группе младших школьников С
Страница 2

Обработка результатов социометрического изучения группы осуществляем следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице), мы фиксируем выборы детей. Потом осуществляем подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находим взаимные выборы, которые подсчитываем и записываем.

Следующий этап работы - определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений. Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «лидеры»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого, мы можем знать: насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ). Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) коэффициент взаимности (KB) выражает характер отношений, существующий в группе. Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя KB можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности:

1 – KB = 15-20% (низкий),

2 – KB = 21-30% (средний),

3 – KB = 31-40% (высокий),

4 – KB = 40% и выше (сверхвысокий);

г) индекс изолированности (ИИ). Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

д) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам.

Перечень мотивов, влияющих на выбор школьников

1. Потому, что он веселый и с ним можно общаться.

2. Потому, что мне нужен такой друг /подруга.

3. Потому, что мы вместе ходим на одни занятия/секцию.

4. Потому, что мы вместе отдыхали летом.

5. Потому, что он не жадный.

6. Потому, что он честен с людьми.

7. Потому, что он справедлив в своих суждениях.

8. Потому, что он много знает.

9. Потому, что мы рядом живем.

10.Потому, что я могу ему довериться.

11.Потому, что он отзывчивый, внимательный.

е) половая дифференциация взаимоотношений.

Такова в общих чертах процедура социометрического исследования в нашей работе.

Анализ результатов первичной социометрии

В

результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего школьного возраста с целью изучения характеристики межличностных отношений мы определили следующие диагностические показатели. В представленных ниже матрицах выборов (таблицы 1 и 2) отражена картина межличностных отношений учащихся 1 класса СКОУ VIII вида «Ступени».

Таблица 1

Таблица межличностных выборов учащихся 1 кл.

№ п/п

ФИО

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Игорь Е.

+

+

+

+

2.

Дмитрий Д.

+

+

+

3.

Елена С.

+

+

+

4.

Марина К.

+

5.

Максим Б.

+

+

6.

Анастасия К.

+

7.

Владимир Д.

+

+

+

8.

Виталий Б.

+

+

9.

Анастасия П.

+

+

+

10.

Наталья К.

+

+

Общее кол-во выборов

3

2

2

1

2

3

2

2

4

3

Страницы: 1 2 3 4


Установки и допущения, типичные для шизотипического расстройства личности
- Я похож на чужака в пугающем окружении. - Так как мир опасен, нужно всегда быть начеку. - Люди доберутся до вас, если смогут. - На все есть причины. Ничто не происходит случайно. - Иногда внутреннее чувство подсказывает мне, что должно произойти. - Отношения с людьми опасны. - Я дефектен. ...

Усиление контроля над побуждениями
Те же самые типы вмешательств, которые полезны для усиления контроля над эмоциями, также полезны и для усиления контроля над побуждениями. Но при определении последовательности шагов, необходимых для обучения человека контролю над побуждениями (см. рис. 9.1), нужно рассматривать набор дополнительных целей вмешательств. Часто первым шаго ...

Анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние
Следующим этапом работы является анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье проблемных подростков. С этой целью проводилось повторное тестирование через месяц на выявление у подростков тревожности, агрессии и депрессивных расстройств. Повторное исследование депрессии приведено в табл. 1 и 4 (Приложение 2 ...