Введение
Страница 1

Каждый ребенок, которого родители приводят в первый класс, имеет индивидуальные особенности. Неуспеваемость ребенка в учении становится уже проблемой не только родителей, но и психологов, учителей. Зависеть она может не всегда от физиологических особенностей ребенка (инвалидность, недоразвитие, умственная слабость, болезненность), а от его индивидуального характера, темперамента, мышления, способностей.

Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит родителей, учителей, школьных психологов. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Когда ребёнок впервые приходит в образовательное учреждение, он чаще всего полагает, что школа предназначена для веселья и радости, он мечтает о встрече с умными и добрыми учителями. Ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим учеником". Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда ребенок получает отрицательные оценки или у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится "трудным" учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны, как психологов, так и педагогов (М.Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев), А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский). Причинами школьной неуспеваемости были отмечены: неподготовленность к школьному обучению, в крайней своей форме выступающая как социальная и педагогическая запущенность; соматическая ослабленность ребенка в результате длительных заболеваний в дошкольный период; негативные взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Причинами обратного же – успеваемости и успешности ученика в классе отмечены: положительные взаимоотношения с учителями, одноклассниками; дополнительные занятия с родителями дома или с репетиторами; участие ребенка в дополнительном образовании (детская школа искусств, спортивная школа, детские центры развития, кружки и секции, студии); подготовленность ребенка к школьному обучению; благополучие в семье;

Все что может повлиять на формирование индивидуальных качеств ребенка, важные факторы для его успеваемости или неуспеваемости в учении.

Специалисты отмечают, что проблема успеваемости и неуспеваемости является и педагогической, и медицинской, и психологической, и социальной. Именно поэтому в последнее десятилетие все чаще и чаще звучат призывы к объединению усилий специалистов разного профиля в деле повышения успеваемости школьников. Существует мнение, что для выявления причин неуспеваемости необходимо комплексное обследование. Не смотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, непрерывно растет. По данным Института возрастной физиологии РАО на 2010 год, трудности в обучении отмечаются у 15-40% школьников. Отмечают, что более 30% детей имеют непреходящие трудности в обучении. Надо сказать, что проблема школьной неуспеваемости характерна не только для нашей страны. Так, например, по данным М. Ленардюсси, 25% учащихся Западной Европы отстают в учебе, а в Мали число неуспевающих учеников составляет 25 – 35%.

Устойчивая неуспеваемость и второгодничество могут привести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, неуверенности в себе, замкнутости, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, а как следствие – ухудшение поведения, а иногда даже и криминального поведения.

Трудности адаптации и трудности обучения в школе могут иметь одинаковые внешние проявления, отражающиеся в поведении ребенка, его успеваемости, отношений в коллективе и т.п., но их причины, психологические и физиологические механизмы, их этиология могут быть совершенно различными. Поэтому и помощь ребенку в каждом отдельном случае должна быть направлена не на изменении поведения как такового, а на устранение нежелательных причин. Помощь ребенку (конкретному ребенку) невозможна без понимания определенных трудностей, которые у него возникают. А это требует от педагога распознавать типичные трудности, вызванные неуспеваемостью, и оказать конкретную помощь.

Страницы: 1 2


Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях
Достоверный источник информации в период стихийных бедствий и ликвидации их последствий ассоциируется у местных жителей с центральным для данного района органом исполнительной власти. В целях профилактики нежелательных психоэмоциональных реакций людей, панических настроений целесообразно укреплять местные органы власти на уровне глав ра ...

Методы проведения экспертизы
Экспертиза основывается на изучении реальных материалов происшествия, на экспериментальном его моделировании, расшифровке записей самопищущих приборов (средств объективного контроля), магнитофонных записей переговоров, сборе информации от очевидцев, участников и специалистов, изучении сохранившихся фрагментов (обломков) техники, анализе ...

Значение Я–концепции
Одним из первых, кто выдвинул точку зрения с Я–концепцией, был Леки (1945). По его мнению, индивид является целостной системой, перед которой стоит задача достижения гармонии с окружающей средой. Решая эту задачу, индивид может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо ст ...