Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Общие умственные и творческие спо

Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Общие умственные и творческие спо
Страница 5

Таким образом, способности - процесс материализации исполнительными органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов отраженного в предметные конструкции.

Как уже было сказано, под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности, формирующимся в ней и являющихся условием успешного ее осуществления. Таким образом, способности – это сложное, интегральное психическое образование, своеобразный синтез свойств (компонентов) личности [20,стр.87].

Одним из решающих условий успешного овладения той или иной деятельностью является активное положительное отношение, интерес к ней, склонность заниматься этой деятельностью. Весьма важным для оценки имеющихся способностей является наличие ряда характерологических свойств – целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, организованности, сосредоточенности. Большую роль играет в диагностике способностей выявление у личности так называемых интеллектуальных чувств (чувство удовлетворения от напряженной умственной деятельности, радость творчества, т.д.). Вместе с тем эти факторы принято считать факторами второго порядка. К факторам первого порядка в развитии способностей относят особенности психических процессов (ощущения, восприятия, разнообразные специфические для определенных видов деятельности виды памяти и мышления, т.д.).

В целом одаренность означает уровень способностей личности к обучению и производительному труду и может быть определена только по ходу учебной и трудовой деятельности. В связи с этим к числу наиболее общих показателей одаренности Рубинштейн С.Л. и другие психологи относят следующие.

1. Наиболее убедительным доказательством значительности способностей человека является значительность его достижений в смысле их уровня и качества.

2. Существенным показателем значительности способностей могут служить темпы, легкость усвоения и быстрота продвижения в осваиваемой области знаний и деятельности.

3. Еще более существенный показатель – это достигаемая в процессе обучения широта переноса и формирующаяся способность к самостоятельному продолжению освоения сведений в конкретной области знаний и деятельности.

4. Показателем развития способностей может служить и время проявления способностей: раннее их проявление – при прочих равных условиях – служит одним из симптомов значительности дарований. Однако из того, что в раннем детстве способности не выявились сколько-нибудь значительно, нельзя делать отрицательного вывода относительно перспектив их дальнейшего развития.

Нужно учитывать, что для того, чтобы судить об одаренности, необходимо оценивать результаты и быстроту развития в соотношении с условиями развития. Умение добиться более высоких результатов при внешне затрудненных условиях, при наличии объективных препятствий к развитию тех или иных способностей свидетельствует об особенно больших способностях.

Применительно к проблематике одаренности отмечают несколько основных направлений психодиагностических исследований. Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности. Используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень, т.д.). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности для представителей различных (нетипичных) групп населения: детей из сельской школы, национальных меньшинств, т.д.

Второе направление решает задачу не только выявления, но и психологической помощи одаренному ребенку. В этом случае психодиагностика предполагает не только выяснение взаимоотношений ребенка со сверстниками, со взрослыми, наличие или отсутствие различных форм дисбаланса в развитии психики ребенка (социального, эмоционального, моторного) и другие параметры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Тест родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение – это педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Данная методика проводилась н ...

Соотношение понятий «личность», «человек», «индивидуальность»
Независимо от того, какой школы или направления придерживается философ, необходимо что бы он различал три уровня понятия «человек», «личность», «индивидуальность»: 1) человек вообще как олицетворение человеческого рода в целом, родовое существо (пример — фраза «человек — царь природы»); 2) человек конкретно-исторический (первобытный ч ...

Выбор начальных вмешательств
Широкий диапазон проблем и симптомов, имеющихся у пограничных клиентов, создает проблему выбора начальных целей для психотерапевтического вмешательства, особенно ввиду того, что одним из симптомов этого расстройства является путаница с целями и приоритетами. Хотя процесс определения приоритетов психотерапии должен быть совместным, психо ...