Информация » Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста » Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Общие умственные и творческие спо

Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Общие умственные и творческие спо
Страница 6

Специальную область составляют исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности, установление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами, характеризующими одаренность, и другими характеристиками самого субъекта, окружающей его среды, т.п.

Дифференцируют следующие виды одаренности [20,стр.90].

1. психомоторную – она тесно связана со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестезически-моторной и зрительно-моторной координацией;

2. интеллектуальную – она связана с высоким уровнем интеллектуального развития; в рамках данного вида одаренности можно выделить более изученные математические способности (быстрое и широкое обобщение, тенденция мыслить свернутыми умозаключениями при наличии очень четко обоснованной канвы, большая подвижность мыслительных процессов, легкая переключаемость, стремление к ясности, простоте, рациональности, экономичности решения) и литературные способности (поэтическое восприятие, творческое воображение, образная память, эстетическое чувство, способности к овладению точным и выразительным литературным языком, чувство языка, его эмоциональность, т.д.);

3. академическую – она определяется успешностью обучения и определяется с помощью тестов достижения в конкретных учебных дисциплинах;

4. социальную – она рассматривается как сложное многоаспектное явление, исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми; для выявления такой одаренности используются многочисленные методы оценки социального развития (шкалы социальной зрелости, социальной компетенции, тесты на выявление лидерских способностей);

5. духовную – она в большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом и мало изучена на данный момент;

6. творческую – она определяется в зависимости от теоретического конструкта, на котором базируется понимание творчества; в этой области можно выделить четыре основных направления (креативность как продукт, креативность как процесс, креативность как способность, креативность как черта личности в целом).

Согласно существующему мнению, в отличие от интеллектуальной одаренности, проявляющейся в процессе решения задач на мышление, творческая одаренность проявляется в процессе решения задач на воображение (Туник Е.Е.). Как показывают многочисленные исследования, эти два вида одаренности – интеллектуальная и творческая – могут не совпадать. Высокий уровень умственного развития, как правило, характеризуется наличием как интеллектуальной, так и творческой одаренности, но они могут быть развиты у конкретного ребенка в разной степени.

Уровень развития способностей не является фиксированным и меняется как спонтанно, так и в результате целенаправленных воздействий. В многочисленных экспериментах было показано, что путем варьирования инструкций, специальных внушающих воздействий, а также ряда других способов можно существенно повысить продуктивность интеллектуальной и творческой деятельности субъекта (О.К. Тихомиров, Э.Д. Телегина и др.).

Одной из наиболее сложных задач в современной психологии является определение одаренности в детском возрасте. Дьяченко О.М. предлагает рассматривать успешно используемую в отечественной практике дошкольного обучения и воспитания детей модель, согласно которой под интеллектуальной одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизнедеятельности, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией и возможностью реализовать свои способности в деятельности (Венгер Л.А. и др.). Согласно этой концепции, умственно одаренный ребенок – это не тот ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а тот, который обладает наиболее выраженными специфически дошкольными способностями и интересом к познавательной деятельности. Способный ребенок – это ребенок, в наиболее полной мере проживающий свой возраст, реализующий свои способности в специфически дошкольных видах деятельности. Под способностями при этом понимаются универсальные действия ориентировки в окружающем мире с помощью специфических для дошкольника средств. В отличие от знаний, умений и навыков, способности имеют непреходящее значение для всей человеческой жизни. Именно высокий уровень развития способностей позволяет одаренному ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные для ее решения отношения, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов [20,стр.92].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Права испытуемого и их соблюдение
«Не навреди!» — принцип, который приложим к любому виду профессиональной деятельности. В любом инженерном изделии предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность пользователя. Однако медицина и психология слишком близко подходят к границе интимного мира человека, непосредственно касаются проблем его здоровья и часто возможности продолже ...

Описание выборки (тренинговая группа)
В тренинге клиент - центрированного взаимодействия с клиентами приняли участие 6 сотрудников московского центра красоты и здоровья «Лайт», женщины в возрасте от 22 до 53 лет. Данные об участниках тренинга представлены в таблице №1 Приложения 4. Из таблицы № 1 видно, что в группа достаточно разнородна по составу: в отношении стажа работ ...

Причины нарушений слуха. Дети с нарушениями слуха. Предмет и задачи сурдопсихологии
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И.Тарасов, А.Н.Наседкин, В. П.Лебедев, О.П.Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа — это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты или тугоухости. Вторая группа — факторы, воз ...