Заключение
Страница 4

По результатам обследования группы пишется заключение, оценивающее группу в целом по уровню ситуативной и личностной тревожности, кроме того, выделяются лица, высоко и низкотревожные.

Приложение 2

«Шкала тревожности»

(разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревожности» Кондаша (1973).)

Цель методики

: с помощью данной шкалы можно выявить уровень тревожности подростков, локализованной в трех основных плоскостях: учебная деятельность (школьная тревожность), взаимоотношения со сверстниками и значимыми взрослыми (межличностная тревожность) и представление о самом себе (самооценочная тревожность).

Возрастные ограничения

. Методика предназначена для работы с подростками. К настоящему моменту опубликованы тестовые нормы для учащихся 8—10-х классов (Рогов Е. И., 1996)

Необходимые материалы.

Диагностический бланк содержит инструкцию и задания. В нем также указываются фамилия и имя учащегося, его возраст и дата диагностики.

Обработка результатов.

По окончании тестирования подсчитывается количество совпадений с ключом по каждому разделу шкалы и по шкале в целом (школьная тревожность — вопросы 1,4, 6, 9,10, 13,16, 20, 25, 30; самооценочная тревожность — 3, 5,12, 14, 19, 22, 23, 27, 28, 29; межличностная тревожность — 2, 7, 8, 11, 15, 17, 18, 21, 24, 26). Общий показатель тревожности рассчитывается сложением результатов по отдельным шкалам.

Интерпретация результатов.

Полученные по каждой шкале, а также суммарные баллы интерпретируются в качестве показателей уровня соответствующих видов тревожности, учитывая тестовые нормы.

Шкала тревожности.

Инструкция. «Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1,2,3,4.

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас — обведите цифру 1.

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для вас сильно неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх — обведите цифру 4.

Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Текст методики приведен ниже.

1. Перейти в новую школу 01234

2. Отвечать у доски 01234

3. Пойти в дом к незнакомым людям 01234

4. Участвовать в соревнованиях, конкурсах 01234

5. Разговаривать с директором школы 01234

6. Думать о своем будущем 01234

7. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234

8. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234

9. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь 01234(наблюдают во время работы, решения задачи)

10. Пишешь контрольную работу 01234

11. После контрольной учитель называет отметки 01234

12. На тебя не обращают внимания 01234

13. У тебя что-то не получается 01234

14. Ждешь родителей с родительского собрания 01234

15. Тебе грозит неудача, провал 01234

16. Слышишь за своей спиной смех 01234

17. Сдаешь экзамены в школе 01234

18. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234

19. Выступать перед большой аудиторией 01234

20. Предстоит важное, решающее дело 01234

21. Не понимаешь объяснений учителя 01234

22. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234

23. Сравниваешь себя с другими 01234

24. Проверяются твои способности 01234

25. На тебя смотрят как на маленького 01234

26. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234

27. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234

28. Оценивается твоя работа 01234

29. Думаешь о своих делах 01234

30. Тебе надо принять для себя решение 01234

31. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Приложение 3

Личностная шкала проявления тревоги

Цель теста:

диагностика уровня личностной тревожности.

Дополнительная информация:

методика предназначена для диагностики уровня тревожности испытуемого. Шкала была создана Дж. Тейлором. Адаптация Т. А. Немчинова. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Критерии эффективности игротерапии
Оценивая эффективность игротерапии как формы коррекции развития, следует руководствоваться двумя критериями. Во-первых, необходимостью спецификации зон сензитивности к коррекционному воздействию игротерапии, то есть выделения тех аспектов и сторон психического развития ребенка, по отношению к которым следует признать положительный эффек ...

Анализ результатов собственных исследований
Эксперимент проводился в 2 этапа. Первый этап (декабрь) - констатирующий, где исследовался уровень сформированности воображения. Анализ результатов по методике "Свободный рисунок" показал, что в большинстве работ (14 рисунков исследуемой старшей группе А, т.е.70% от общего числа работ, и 15 рисунков контрольной старшей группе ...

Игротерапия
Остановимся более подробно на характеристике игротерапии как наиболее распространенной технике терапии детского возраста, хорошо зарекомендовавшей себя форме коррекционной работы. Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли терапевта в игре: направленную и ненаправленную. Направленная (директивная) игротерапия предпо ...