Задача2.

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин - с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе- интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.


Учебный план к программе
· Категория детей: дети 2–3 лет, нормально развивающиеся и имеющие какие-либо нарушения в развитии. · Срок обучения:7 месяцев. · Режим работы:2 раза в неделю по 2 часа (54 занятия по 15 минут и 3 занятия диагностических по 30 минут). № Этапы Содержание занятий Тема занятий Кол-во часов Кол-во занятий 1. ...

Влияние стилей семейного воспитания на подростков
А.Е. Личко подробно характеризует наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями[14]. Доминирующая гиперпротекция (чрезмерная опека, мелочный контроль) оказывает наиболее неблагоприятное воздействие на гипертимных подростков: усиливает реакцию эмансипации, приводит к резкому ...

Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста
Для развития воображения могут использоваться различные игры, упражнения. Без развитой способности к воображению не может быть настоящего творчества. Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший дошкольный возраст. Рассмотрим варианты упражнений и игр к ...