Заключение
Страница 1

Отсутствие в науке и практике опоры на критериально-оценочные знания привело к системному кризису человечества, который, прежде всего, выразился в абсурдной поддержке наукой различных вненаучных и псевдонаучных фактов.

Системный кризис поразил большое количество наук: философию; психологию, физику, медицину, социологию, практику жизни. И хотя в психологии общий системный кризис науки проявляется не так остро, как в естествознании, поскольку она слабее связана с оборонными целями и на нее трудно возложить ответственность, например, за ухудшение экологии, но все же она не могла остаться от него в стороне, что дает о себе знать в основном в снижении востребованности исследовательской психологии, призванной добывать фундаментальное психологическое знание, в "перекачке" из нее людей и ресурсов в практическую психологию Результатом системного кризиса стало формулирование новых, прогрессивных принципов науки, изменение традиционной парадигмы исследования человека.

Следует отметить, что важным моментом исследования системного кризиса в психологии является анализ понимания человека в других науках. Так, по-своему, воспринимается человек в философии, не завися от различных направлений и школ, каждая из которых по-разному определяет сущность и природу человека, философы видят в человеке духовное, идеалистическое начало и важным считают определение смысла бытия человека.

Разработанная в последнее время целостная системная модель человека в педагогике определят новые пути решения основных целей и задач педагогической деятельности. В частности, разрешение противоречий между интересами личности, общества и природы осуществляется через развитие системы потребностей и ценностных ориентаций личности. Разрешение противоречия между потребностью общества в высококвалифицированных творческих специалистах и возможностями системы образования - в развитии в процессе обучения индивидуальной структуры мышления и когнитивных новообразований. Комплексное решение рассмотренных задач решает проблему целостной, гармонично и всесторонне развитой личности. Реализация элементов, связей в предлагаемой модели и критериев эффективности ее работы в процессе внутренней и внешней деятельности человека позволит находить новые более эффективные методы, способы, приемы воспитания и обучения в конкретных условиях. Все это достигается с помощью системного анализа человека.

Естественные науки дает физиологически и функциональную основу существования человека. И не смотря на существующие противоречия между естественными и обществоведческими науками по вопросу сущности и природы человека только обобщенный системный подход к изучению этого многообразного феномена (человека) их взаимопомощь и взаимодополняемость позволит преодолеть системный кризис в науки и в частности в психологии.

[1] Юревич А.В. Системный кризис в психологии// Вопросы психологии 1999 №2 с. 3-11

[2] Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 25-40

[3]12. Юревич А.В. "Онтологический круг" и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 6-14.

[4] Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.

[5] Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки / Под ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1990. С. 152-166.

[6] . Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопр. филос. 1998. № 1. С. 17-29.

[7] . Юревич А.В., Цапенко И.П. Функциональный кризис науки // Вопр. филос. 1998. № 1. С. 17-29.

[8] Юревич А.В. "Онтологический круг" и структура психологического знания // Психол. журн. 1992. № 1. С. 6-14

[9] 4. Кефели И.Ф. Наука до и после НТР // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов / Под ред. С.А. Кугеля. СПб.: Политехника, 1997.

[10] Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопр. психол. 1996. № 6. С. 25-40.

Страницы: 1 2


Дифференциальная диагностика
Необходимо проводить дифференциальную диагностику между шизоидным и избегающим расстройствами личности. Хотя ни те ни другие пациенты не сообщают о наличии близких друзей и могут казаться отчужденными, их можно дифференцировать. Это различие очевидно, потому что люди с избегающим расстройством личности хотят установить межличностные отн ...

Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
У детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запо ...

Мотивация деятельности личности в организации. Формы и факторы мотивации персонала в организациях
Мотивационная система стимулирования включает два вида: материальное и нематериальное стимулирование. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия [1]. Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и систему льгот, которые организация предоставляет своим сотрудникам. Основное значение системы компен ...