Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 1

В современной литературе существует большое число определений мышления. По мнению С.Ю.Головина мышление -одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности- с мотивацией, способностями и прочее. На каждой стадии развития психического человек осуществляет процесс мыслительный, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей; дальнейшее формирование мотивов и способностей происходят на последующих стадиях процесса мыслительного. Мышление- психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека( В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Б.Ф.Ломова и др.). Краткое определение мышления как процесса восприятия было дано К.Г. Юнгом « мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие.». По мнению Р.С. Немова мышление- один из самых сложных познавательных процессов, полное определение которого предполагает использование нескольких частных определений, в которых подчеркиваются разные стороны процесса мышления. Его можно определить как когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательности человека, связанный с решением разнообразных задач и с творческим преобразованием действительности. Под задачами здесь понимаются вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Задачи включают в себя условия, путем преобразования которых по определенным правилам, например по законам логики, нужные знания можно получить. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать о мире нечто такое, что недоступно непосредственному познанию с помощью органов чувств. Мышление - это также процесс опосредованного познания человеком действительности.

Данное высказывание следует понимать так: имея дело с мышлением, человек для получения нужных ему знаний использует кроме естественных органов чувств еще и некоторые специальные, дополнительные средства познания. К примеру, для того чтобы изучить то, что находится далеко от него, вне пределов досягаемости органов чувств, человек может использовать бинокль, подзорную трубу или телескоп. Правило логики, которым человек пользуется для вывода одних знаний из других, также представляет собой средство организации мышления. Еще одним определением мышления может быть следующее: мышление -это процесс обобщенного познания человеком действительности, то есть получение общих знаний о ней на уровне понятий. Это понятие надо трактовать таким образом: знания , которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных, не всегда существенных, свойств воспринимаемых предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти явления и предметы.

По данным Ф. Р. Филатова мышление- это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов , явлений и ситуаций, установление закономерностей их измерений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач. Л.С. Рубенштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности. Более узкое определение : это обобщение , анализ и синтез условий и требований решаемой задачи, а также способов ее решения. Психология изучает мышление как познавательную психическую деятельность человека, различая ее виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств , их новизны для субъекта, степени его активности , адекватности мышления актуальным целям и задачам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование связной речи у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости
При проведении эксперимента учитывалась специфика детей. Экспериментатор проговаривал задание детям несколько раз, наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями. Обследование детей проводилось индивидуально, в комнате для игр, наедине с эксперимен ...

Особенности дезадоптации молодых семей. Определение понятия молодая семья.
Молодая семья – это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста (постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации»). Та ...

Задача1.
Наташа С, 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания. Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. ...