Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 3

Мышление-это вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними( Я.Л.Коломенских, Е.А.Панько).Таким образом получается, что мышление представляет собой социально обусловленный процесс поисков и открытий новых понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета или явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой. Первая особенность мышления- его опосредованный характер. То, что человек не может опознать прямо, непосредственно, он познает косвенно: одни свойства через другие. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта- ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное. Вторя особенность мышления - его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется отдельно, конкретно. Мышление невозможно без «языка» и , по мере развития речи, развивается мышление человека(И.П.Павлов).

И.П.Павлов писал о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщения, что и составляет специально человеческое высшее мышление».Таким образом, обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщенность также присуща и образам( представлениям и даже восприятию).Но там она ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично. Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово- устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системных знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые, звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и прочее. Мышление - высшая ступень познания человеком действительности (Л.С.Выготский). Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств, эти единственные каналы связи организма с окружающим миром, поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признак его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов. Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений бывают иногда очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило,- деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально –волевой. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно с речеслуховыми и речедвигательными (Л.А.Венгер). Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учет условий действия, планирование, наблюдение. В процессе действия человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность- основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления. Мышление- функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем при ведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре головного мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании. Таким образом, можно выделить функцию и задачи мышления. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Природа мышления и психология его развития по- разному объяснялись разными школами, как за рубежом, так и в России. Психология мышления, как направление появилась лишь в 20 веке. До этого господствовала ассоциативная теория, которая сводила содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности протекания мышления – к ассоциативным законам. Проблемы мышления стали осознаваться, начиная с 17 века. Концепция сенсуализма состояла в понимании познания как созерцания. Сенсуалисты выдвинули принцип: « нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях». На этой основе развивались концепции сенсуалистской ассоциативной теории ( А.Бэн. Д.Гартли), согласно которой все мыслительные процессы основываются на репродукции чувственных данных, то есть, накопленного сенсорного опыта. Эта репродукция происходит по принципу ассоциации. Для объяснения направленного характера мышления появилось понятие персервации- тенденции представлений удерживаться. Крайняя форма персервации- навязчивая идея. Так, Г.Эббингауз определил мышление как « нечто среднее между скачком идей и навязчивыми представлениями». Таким образом, он попытался объяснить мышление совокупностью двух патологических состояний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Исторический обзор
Концепция истерии началась с древнеегипетской идеи о том, что если матка не закреплена, она будет блуждать по всему телу и остановится в определенном месте, вызывая там истерические симптомы. Лечение состояло в возвращении матки в нормальное положение путем окуривания или смазывания влагалища благовониями либо в том, чтобы прогнать матк ...

Психическое развитие глухих детей в дошкольном возрасте
Социально-педагогические условия как существенный фактор развития психики глухого ребенка К проблеме социально-педагогических условий относится воп­рос о том, когда окружающие ребенка взрослые заметили, что он не слышит или слышит плохо. Нередки случаи, когда ребенок имеет наследственную или прирожденную глухоту (т.е. родился глухим), ...

Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека. Невербальное поведение: структура и функции
Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики у ...