Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 4

Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических операций, к которым относится: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация. Сравнение- это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними. По К.Д.Ушинскому, операция сравнения является основой понимания. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту. Анализ- это мыслительное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств. Анализ может быть простым и сложным. То есть сводится к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними. Синтез- это операция, противоположная анализу, которая выражается в мыслительном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом - в их единстве обеспечивается целостная мыслительная деятельность. Абстрагирование- мысленное отключение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции- в оптимальном сокращении избыточного объема информации, что в свою очередь сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения. Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого существенного возможно использование в мышлении абстрактных понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм. Конкретизация- это мысленный переход от общего к частному, то есть операция, противоположная абстрагировании. Примером может служить переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры, частные случаи их проявления. Обобщение основано на анализе выделения свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот. Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным для исследуемой группы. Так, опираясь на сходные признаки, мы можем заключить, что кит- это рыба, однако, выделив самое существенное, отнесем его к млекопитающим. Классификация- это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям (основаниям). Примером может служить приведенные в этом пособии всевозможные классификации психических явлений, объединенных в группы по генетическому, функциональному, временному, анатомо-физиологическому критериям. Систематизация- также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания ( как при классификации), а их групп или классов. Примерами систематизации могут служить различные таксономические системы, служащие для описания сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты геологии, языкознание, этнография и так далее).

Данное пособие- частный случай систематизации психологических знаний, теорий и понятий. В наше время существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности, как: наглядно- действенное, наглядно- образное и словесно- логическое мышление; мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); логическое ( аналитическое и интуитивное); реалистическое и аутистическое ( связанное с уходом от социальной действительности во внутренние переживания); продуктивное и репродуктивное. Наглядно-действенное мышление составляет генетически более ранний и простейший вид мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познание свойств объектов непосредственным воздействием на них. Является ситуативно- обусловленным, то есть требует восприятия ситуации и возможности действовать в ней. Элементарные формы мышления этого вида, наблюдаемые у высших животных ( И.П.Павлов, В.Келлер). Особенности формирования и функционирования наглядно- действенного мышления у ребенка детально изучено Ж.Пиаже и его школой. У взрослого данный вид мыслительной деятельности сосуществует с наглядно-образным и словесно- логическим мышлением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Понятие личности. Её характеристики
Перед тем как начать рассматривать менеджера в разный состояниях (стресса и т.д.) сначала стоит определиться с таким важным понятием как личность. Стоит отметить, что это понятие играет очень важную роль в такой большой и сложной системе менеджмента и управления организацией. Термин "личность" используется для описания комплек ...

Значение экспериментального метода для развития психологии
В психологии до сих пор отсутствует общепринятый взгляд на эксперимент, его роль и возможности в научном исследовании. Создатель ленинградской школы психологии Б.Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании. Психология как наука началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уж ...

Избегающее расстройство личности
Многие люди, включая пациентов, имеющих различные клинические синдромы, иногда используют избегание, чтобы ослабить тревогу или избежать трудных ситуаций. Избегающее расстройство личности (ИРЛ) характеризуется тотальным избеганием в поведении, эмоциях и когнитивной сфере. Это избегание поддерживают такие когнитивные темы, как самоосужде ...