Современные представления о мыслительной деятельностиСтраница 4
Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических операций, к которым относится: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и систематизация. Сравнение- это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различия между ними. По К.Д.Ушинскому, операция сравнения является основой понимания. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту. Анализ- это мыслительное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств. Анализ может быть простым и сложным. То есть сводится к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними. Синтез- это операция, противоположная анализу, которая выражается в мыслительном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом - в их единстве обеспечивается целостная мыслительная деятельность. Абстрагирование- мысленное отключение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции- в оптимальном сокращении избыточного объема информации, что в свою очередь сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения. Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого существенного возможно использование в мышлении абстрактных понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм. Конкретизация- это мысленный переход от общего к частному, то есть операция, противоположная абстрагировании. Примером может служить переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры, частные случаи их проявления. Обобщение основано на анализе выделения свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот. Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным для исследуемой группы. Так, опираясь на сходные признаки, мы можем заключить, что кит- это рыба, однако, выделив самое существенное, отнесем его к млекопитающим. Классификация- это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов по каким-либо критериям (основаниям). Примером может служить приведенные в этом пособии всевозможные классификации психических явлений, объединенных в группы по генетическому, функциональному, временному, анатомо-физиологическому критериям. Систематизация- также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания ( как при классификации), а их групп или классов. Примерами систематизации могут служить различные таксономические системы, служащие для описания сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение (органический мир, объекты геологии, языкознание, этнография и так далее).
Данное пособие- частный случай систематизации психологических знаний, теорий и понятий. В наше время существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности, как: наглядно- действенное, наглядно- образное и словесно- логическое мышление; мышление теоретическое и практическое (эмпирическое); логическое ( аналитическое и интуитивное); реалистическое и аутистическое ( связанное с уходом от социальной действительности во внутренние переживания); продуктивное и репродуктивное. Наглядно-действенное мышление составляет генетически более ранний и простейший вид мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем физического преобразования ситуации, познание свойств объектов непосредственным воздействием на них. Является ситуативно- обусловленным, то есть требует восприятия ситуации и возможности действовать в ней. Элементарные формы мышления этого вида, наблюдаемые у высших животных ( И.П.Павлов, В.Келлер). Особенности формирования и функционирования наглядно- действенного мышления у ребенка детально изучено Ж.Пиаже и его школой. У взрослого данный вид мыслительной деятельности сосуществует с наглядно-образным и словесно- логическим мышлением.
Психика, поведение и деятельность
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности ...
Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами
в становлении и развитии супружеских отношений.
Прослеживая исторический путь развития институтов семьи и брака, опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и анализируя работы А.Г.Харчева, Ю.И.Семенова, Л.Е.Иова, Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность данных институтов как предметов исследования, а также степень их сходства и ...
Элементы структуры ввода и обработки информации
Входные поверхностные структуры
Органы чувств – морфофункциональные образования, обеспечивающие восприятие различных раздражений, действующих на организм человека и животных. На основе о.ч. строятся разнообразные ощущения (вкус, зрение, обоняние, осязание, слух). Основными элементами, определяющими специфику того или иного о.ч., являют ...