Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 6

Даже элементарные логические операции не складываются спонтанно, вне обучения. Все логические операции, как это было доказано А.Р. Лурией в экспериментах с узбекскими крестьянами (1931-1932гг), необходимо специально формировать.

Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное « усмотрение» закона или принципа; процессуально оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью ( человек не осознает, как пришел к пониманию или открытию). Значение интуиции для творческой эволюции человеческого мышления и духа акцентируется в интуитивизме А.Бергсона.

Многие великие научные открытия были сделаны интуитивно. Что же касается логического мышления, то его главная функция, по мнению известного отечественного методолога Г.П.Щедровицкого. состоит не в получении нового знания, а скорее в передаче, трансляции уже полученных знаний другому. Поэтому часто логическое обоснование решения осуществляется уже после того, как оно было найдено психологически.

Наблюдается тенденция сопоставления аутистического и мифологического мышления, однако при этом игнорируется одно существенное отличие: мифологическое мышление имеет социальный характер, опирается на коллективные представления, то есть основано на опыте общества, а не индивида; аутистическое мышление обусловлено разрывом интерперсональных ( межличностных связей) и побуждается стремлением получить аффективное удовлетворение в изолированном от социума внутреннем мире. Также различается репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Эти два типа, первое из которых предполагает воспроизведение и применение готовы знаний и умений, а второй направлен на получение нового продукта или знания, противопоставляется с древностью. Так, в немецкой идеалистической философии, в системах И.Канта и В.Ф.Гегеля обнаруживаются противопоставление рассудка и высшей ступени духовного развития- разума, творческого по своей природе.

Творческое мышление характеризуется не только созданием субъективного нового продукта , но и существенными новообразованиями в самой познаваемой деятельности, ее организации и мотивацию оно отличается от простого применения готовых знаний и когнитивных схем, так как предполагает личностную включенность субъекта в интенсивный и глубокий процесс смыслопорождения. Результат творческого мышления всегда личностно значим, наделен для субъекта особым личностным смыслом.

Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает динамическую( оперативную) адаптацию организма к требованиям среды, возникающем при решении конкретной задачи. В сложном поведении выделяется особое звено- поиск объекта потребности. Тип поискового поведения определяется степенью специализированности поиска и способами, используемыми при организации поиска. Активность живого существа , выражаемая в поиске объекта потребности, отсутствующего в конкретной ситуации- самая общая филогенетическая предпосылка развитого мышления. Самые сложные проявления мышления у высших животных связаны с изготовлением орудий- предметов, используемых как средство для достижения биологически значимых результатов.

В историческом плане развития мышление изучается в контексте становления труда, как специфически человеческой деятельности и в контексте формирования языка. При появлении разделения труда на умственный и физический мышление приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Широко распространен метод сравнения мыслительной деятельности людей, живущих на разных этапах общественно- исторического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Принятие конструктивных решений
Для рассмотрения различных проблемных областей и оценки соотношения между выгодой и риском при различных выборах психотерапевты могут использовать структурированный формат. Для этой цели было разработано упражнение «Обзор выборов» (см. табл. 8.3). Части упражнения могут быть приспособлены для домашней работы или могут быть изменены, что ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Прежде чем остановиться на описании речевого развития умственно отсталых детей, изучим особенности формирования познавательных процессов данной категории детей. Остановимся кратко на каждой из функций отдельно. Ощущения и восприятия. Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психолог ...

Шеринг
Шеринг является последней стадией психодраматического группового процесса, во время которого всем участникам группы предлагается поделиться своими чувствами, а также замеченным ими сходством своих переживаний и жизненных ситуаций с переживаниями и жизненным опытом протагониста. Очень важно, чтобы в процессе шеринга участники не "ин ...