Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 6

Даже элементарные логические операции не складываются спонтанно, вне обучения. Все логические операции, как это было доказано А.Р. Лурией в экспериментах с узбекскими крестьянами (1931-1932гг), необходимо специально формировать.

Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное « усмотрение» закона или принципа; процессуально оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, малой осознанностью ( человек не осознает, как пришел к пониманию или открытию). Значение интуиции для творческой эволюции человеческого мышления и духа акцентируется в интуитивизме А.Бергсона.

Многие великие научные открытия были сделаны интуитивно. Что же касается логического мышления, то его главная функция, по мнению известного отечественного методолога Г.П.Щедровицкого. состоит не в получении нового знания, а скорее в передаче, трансляции уже полученных знаний другому. Поэтому часто логическое обоснование решения осуществляется уже после того, как оно было найдено психологически.

Наблюдается тенденция сопоставления аутистического и мифологического мышления, однако при этом игнорируется одно существенное отличие: мифологическое мышление имеет социальный характер, опирается на коллективные представления, то есть основано на опыте общества, а не индивида; аутистическое мышление обусловлено разрывом интерперсональных ( межличностных связей) и побуждается стремлением получить аффективное удовлетворение в изолированном от социума внутреннем мире. Также различается репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Эти два типа, первое из которых предполагает воспроизведение и применение готовы знаний и умений, а второй направлен на получение нового продукта или знания, противопоставляется с древностью. Так, в немецкой идеалистической философии, в системах И.Канта и В.Ф.Гегеля обнаруживаются противопоставление рассудка и высшей ступени духовного развития- разума, творческого по своей природе.

Творческое мышление характеризуется не только созданием субъективного нового продукта , но и существенными новообразованиями в самой познаваемой деятельности, ее организации и мотивацию оно отличается от простого применения готовых знаний и когнитивных схем, так как предполагает личностную включенность субъекта в интенсивный и глубокий процесс смыслопорождения. Результат творческого мышления всегда личностно значим, наделен для субъекта особым личностным смыслом.

Развитие мышления изучается в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Элементарное мышление возникает уже у животных и обеспечивает динамическую( оперативную) адаптацию организма к требованиям среды, возникающем при решении конкретной задачи. В сложном поведении выделяется особое звено- поиск объекта потребности. Тип поискового поведения определяется степенью специализированности поиска и способами, используемыми при организации поиска. Активность живого существа , выражаемая в поиске объекта потребности, отсутствующего в конкретной ситуации- самая общая филогенетическая предпосылка развитого мышления. Самые сложные проявления мышления у высших животных связаны с изготовлением орудий- предметов, используемых как средство для достижения биологически значимых результатов.

В историческом плане развития мышление изучается в контексте становления труда, как специфически человеческой деятельности и в контексте формирования языка. При появлении разделения труда на умственный и физический мышление приобретает форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Широко распространен метод сравнения мыслительной деятельности людей, живущих на разных этапах общественно- исторического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Цветотерапия
Терапия с использованием цветного освещения называется хромотерапией. Термин произошел от греческого слова "chroma" - "свет". Этот метод лечения был известен еще в древности, когда больных лечили лучами солнечного света, проникающими сквозь цветные стекла или кристаллы. Сегодня можно найти огромное количество ламп, ...

От восприятия к поведению
Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Для простоты изложения эти структуры могут рассматриваться как действующие в логической линейной прогрессии. Например, воздействие опасного стимула активизирует соответствующую «схему опаснос ...

Переход от непроизвольной к произвольной памяти
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Качество непроизвольного запоминания предметов, картинок, слов завис ...