Современные представления о мыслительной деятельностиСтраница 5
Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и возможных изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, так как в образе может фиксироваться одновременное видение объектов с нескольких точек зрения. Развитие мышления этого вида тесно связано с описанным Ж.Пиаже процессом « децентрации»- преодоления детского эгоцентризма и формирования способности мысленно занимать позицию другого наблюдателя, сопоставляя ее со своей собственной. Как доказал Ж.Пиаже, наглядно-образное мышление характеризуется обратимостью осуществляемых в воображении операций и возможностью мысленно производить операции, неосуществимые в действительности. Другая важная особенность наглядно- образного мышления- установление непривычных, даже «невероятных», сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве наглядно- образное мышление практически неотличимо от воображения и выступает как одно из проявлений креативности. Ведущую роль данная форма мышления играет в мыслительной деятельности дошкольников и , отчасти, детей младшего школьного возраста. Высоких уровней развития и совершенства достигает у людей творческих профессий, связанных с воображением.
Словесно- логическое мышление является понятийным по своей природе, то есть предполагает использование понятий, а также логических конструкций.
Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Характеризуется наибольшей отвлеченностью, абстрагированностью, переходом от оперирования образами предметов к мысленному оперированию их наиболее существенными или актуальными в данный момент характеристиками и их свойствами.
Понятие, как основной инструмент мышления этого типа, охватывает не единичные объекты и явления, но и группы и классы, и позволяет фиксировать посредством вербального кода общие и отличительные (специфические) свойства всех объектов конкретного класса. Основная форма существования понятий – значений слова. В иерархической структуре словесно-логическое мышление выделяются различные виды обобщений. Его освоение требует высокого уровня развития речевой способности и постепенного овладения простыми и сложными логическими операциями , что обеспечивает среднее и высшее образование.
Мышление подразделяется также на теоретическое и эмпирическое (практическое), эти две формы различаются: по целям мыслительной деятельности ; по способу получения знаний; по условиям реализации; по характеру мыслительной деятельности. Теоретическое мышление основывается, главным образом, на абстрагировании, а практическое требует конкретизации общих знаний и сведений ; кроме того , очевидна более тесная связь практического мышления с конкретной практической деятельностью субъекта. Особенности эмпирического мышления подробно освещены в работах Б.М. Теплова, В.В.Давыдова и других.
Мышление может быть аналитическим (логическим) и осуществляется посредством последовательных логических умозаключений, или интуитивным. Принципы логического мышления были сформулированы еще Аристотелем, как незыблемые первоосновы любого «правильного» суждения о мире, в логическом способе мыслительной деятельности обнаруживаются два основных типа умозаключений: индуктивное, осуществляющее переход от частных случаев к общему положению ,и дедуктивное- переход от общего положению или закона к частному случаю.
Обучение запоминанию в дошкольном детстве
При обучении запоминанию надо постепенно приучать детей переходить от непосредственного повторения к отсроченному повторению, от повторения вслух к повторению про себя. Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным. Начиная с четырёхлетнего возраста детей можно учить запоминать одни вещи при помощи др ...
Принцип отсутствия критики и системы оценки
высказывания
Во время тренинга очень важно выявить и заставить работать творческие, нестандартные подходы к ситуациям, заставить членов группы находить все больше и больше подходов к одним и тем же ситуациям. В целях создания творческой атмосферы критика, сведённая до минимума, должна касаться только высказывания, либо какого-то ни было действия, но ...
Теоретические основы формирования межличностных отношений
детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Особенности
формирования личности младших школьников с нарушениями интеллекта
Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей. Поэтому вопросы формирования мировоззрения, самосознания и самостоятельности имеют большое значение в воспитании л ...