Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 5

Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и возможных изменений в них. С его помощью наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, так как в образе может фиксироваться одновременное видение объектов с нескольких точек зрения. Развитие мышления этого вида тесно связано с описанным Ж.Пиаже процессом « децентрации»- преодоления детского эгоцентризма и формирования способности мысленно занимать позицию другого наблюдателя, сопоставляя ее со своей собственной. Как доказал Ж.Пиаже, наглядно-образное мышление характеризуется обратимостью осуществляемых в воображении операций и возможностью мысленно производить операции, неосуществимые в действительности. Другая важная особенность наглядно- образного мышления- установление непривычных, даже «невероятных», сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве наглядно- образное мышление практически неотличимо от воображения и выступает как одно из проявлений креативности. Ведущую роль данная форма мышления играет в мыслительной деятельности дошкольников и , отчасти, детей младшего школьного возраста. Высоких уровней развития и совершенства достигает у людей творческих профессий, связанных с воображением.

Словесно- логическое мышление является понятийным по своей природе, то есть предполагает использование понятий, а также логических конструкций.

Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Характеризуется наибольшей отвлеченностью, абстрагированностью, переходом от оперирования образами предметов к мысленному оперированию их наиболее существенными или актуальными в данный момент характеристиками и их свойствами.

Понятие, как основной инструмент мышления этого типа, охватывает не единичные объекты и явления, но и группы и классы, и позволяет фиксировать посредством вербального кода общие и отличительные (специфические) свойства всех объектов конкретного класса. Основная форма существования понятий – значений слова. В иерархической структуре словесно-логическое мышление выделяются различные виды обобщений. Его освоение требует высокого уровня развития речевой способности и постепенного овладения простыми и сложными логическими операциями , что обеспечивает среднее и высшее образование.

Мышление подразделяется также на теоретическое и эмпирическое (практическое), эти две формы различаются: по целям мыслительной деятельности ; по способу получения знаний; по условиям реализации; по характеру мыслительной деятельности. Теоретическое мышление основывается, главным образом, на абстрагировании, а практическое требует конкретизации общих знаний и сведений ; кроме того , очевидна более тесная связь практического мышления с конкретной практической деятельностью субъекта. Особенности эмпирического мышления подробно освещены в работах Б.М. Теплова, В.В.Давыдова и других.

Мышление может быть аналитическим (логическим) и осуществляется посредством последовательных логических умозаключений, или интуитивным. Принципы логического мышления были сформулированы еще Аристотелем, как незыблемые первоосновы любого «правильного» суждения о мире, в логическом способе мыслительной деятельности обнаруживаются два основных типа умозаключений: индуктивное, осуществляющее переход от частных случаев к общему положению ,и дедуктивное- переход от общего положению или закона к частному случаю.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Функции воображения, его развитие
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, ос ...

Практические аспекты изучения воображения у детей дошкольного возраста. Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста
Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики : « Неполные фигуры», «Рисунок», «Скульптура», «Нелепые картинки», «Заполнение отсутствующих деталей в изображении» и т.д. Для оценки р ...

Техника проведения психотерапии
Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в ...