Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 7

Считается доказанным, что словесно-логическое мышлени- наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет центральную линию этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играет целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Мышление наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно- логическое - последовательные стадии развития мышления.

Мышление изучалось в психологии как интроспективными, так и объективными методами. При этом широко применялись все основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности ( особенно , контент- анализ).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что мышление-предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В исследовании мы отталкивались от определения Филатова: мышление-это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс ,представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов , явлений и ситуаций. На наш взгляд, это определение наиболее полно отражает все аспекты ,входящие в мыслительную деятельность .

В структуру мышления входят мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

Сравнение- это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различий между ними.

Анализ- это мыслительное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств.

Синтез- это операция, противоположная анализу, которая выражается в мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое.

Абстрагирование- мысленное отвлечение второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта.

Конкретизация- это мысленный переход от общего к частному.

Обобщение- это выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений.

Классификация-это разделение и последующее объединение по каким-либо критериям.

Систематизация- это разделение и последующее объединение групп и классов.

Существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности как: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое.

Наглядно-образное мышление- это вид мышления, которое осуществляется на основе преобразования образов восприятия в образы- представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно- концептуальной форме.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Принцип осознания поведения. Правило обратной связи
Крайне важным моментом является научить участников объективно смотреть на своё поведение, давать ему оценку, видеть свои недостатки и, наоборот, сильные стороны. Делать так называемый переход от эмоциональных действий к продуманной и взвешенной саморегуляции. Эти навыки помогут в будущем смело вести себя во внешней жизни и содержать сво ...

Функция протагониста
Когда на психодраматической сессии исследуется жизнь или какие-то особенности человека, такого человека называют протагонистом. С психотерапевтической точки зрения этот человек является на данный момент центральной фигурой драматического действия, даже если на сцене он играет второстепенную роль. На психодраматической сессии протагонист ...

Когнитивная оценка. Общий клинический контекст
Нарциссические люди обычно обращаются за лечением, когда у них развивается причиняющее неудобства расстройство Оси I или когда они сталкиваются с какой-нибудь серьезной проблемой в отношениях с людьми. Основной причиной обращения нарциссических пациентов за лечением является депрессия. Для нарциссических личностей характерны следующие ф ...