Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 7

Считается доказанным, что словесно-логическое мышлени- наиболее поздний продукт исторического развития мышления и что переход от наглядного к абстрактному мышлению составляет центральную линию этого развития. В онтогенетическом развитии мышления ребенка особую роль играет целенаправленные воздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Мышление наглядно- действенное, наглядно-образное и словесно- логическое - последовательные стадии развития мышления.

Мышление изучалось в психологии как интроспективными, так и объективными методами. При этом широко применялись все основные методы сбора эмпирического материала: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности ( особенно , контент- анализ).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что мышление-предмет комплексных, междисциплинарных исследований. В исследовании мы отталкивались от определения Филатова: мышление-это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс ,представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов , явлений и ситуаций. На наш взгляд, это определение наиболее полно отражает все аспекты ,входящие в мыслительную деятельность .

В структуру мышления входят мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

Сравнение- это мыслительное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различий между ними.

Анализ- это мыслительное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств.

Синтез- это операция, противоположная анализу, которая выражается в мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое.

Абстрагирование- мысленное отвлечение второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта.

Конкретизация- это мысленный переход от общего к частному.

Обобщение- это выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов и явлений.

Классификация-это разделение и последующее объединение по каким-либо критериям.

Систематизация- это разделение и последующее объединение групп и классов.

Существует множество классификаций мышления. Согласно различным основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности как: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- логическое.

Наглядно-образное мышление- это вид мышления, которое осуществляется на основе преобразования образов восприятия в образы- представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно- концептуальной форме.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
У детей раннего дошкольного возраста домининирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запо ...

Основные черты памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.[4] А. Объём памяти - способность одновр ...

История концепции «пограничного» расстройства
Важно отметить, что термин «пограничный» использовался в разных значениях, которые весьма отличаются от критериев DSM-III-R для ПРЛ, и что неправильное употребление этого диагностического ярлыка долго критиковалось (например: Knight, 1953). Первоначально этот термин использовался, когда клиницист был не уверен в правильности диагноза, п ...