Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 2

Основная единица или «молекула» мышления – мысль , представляет собой когнитивное действие , направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «различие-сходство», «причина-следствие», «действительное- возможное».

Психологическое понимание мышления отлично от формально- логического, согласно которому его суть- в установлении истинности или ложности, или правдоподобности каких-либо утверждений. Психологию мышления интересует, прежде всего. Как познавательный ( когнитивный) процесс, характеризующий конкретную личность в единстве ее типологических и индивидуальных особенностей.

Мышление как процесс неразрывно связано с деятельностью личности, с ее мотивацией, способностями и другими параметрами. На каждой стадии психического развития человек осуществляет мыслительные акты. Исходя из уже сложившихся мотивов, способностей; установок и целей. В то же время все указанные образования развиваются, перестраиваются и вступают в новые системные связи благодаря усложнению мыслительной деятельности. В непрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции ( анализ, синтез, абстрагирование и другие), которые мышление порождает, но, тем не менее, целиком не сводится к ним.

Орудием мыслительной деятельности является язык и другие системы знаков. Знаковые средства используются для осуществления основных операций мышления- абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации и другие. В ряде подходов мышление определяется преимущественно как процесс решения задачи, где выделяются определенный условия и требования. Причем задача должна быть не только понята, но принята субъектом, соотнесена с его мотивационной сферой. Мыслительная деятельность побуждается мотивами. Которые выступают не только условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность.

Мышление характеризуется единством осознанного и неосознаваемого. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. В подготовке решения может быть выделен латентный (« инкубационный период»), связанный с активизацией неосознаваемых творческих ресурсов личности. Этим объясняется природа внезапных научных открытий- « инсайдов» (например, тот факт , что Д.М.Менделеев впервые «увидел» свою периодическую систему элементов во сне.)

Мыслительная деятельность может исследоваться и как процесс целеобразования. Продуктом мышления в данном случае будут цели последующих действий.

Мышление- составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят6 понимание себя как субъекта мышления; дифференциация собственных и «чужих», привнесенных мыслей; осознание еще не решенной задачи как именно своей; осознание собственного отношения к задаче. В системе межличностных отношений и в процессе межличностного познания наиболее существенными являются такие компоненты мышления, как понимание высказывания других людей- партнеров по общению, способность к интерпретации и прогнозированию их внешних проявлений, реакций, поступков, а также к выявлению скрытых причин, мотивов поведения и даже образов мыслей другого человека.

Как известно, мышление дает понятие о вещах и сообщает , что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать, непосредственно, при помощи ощущения и восприятия, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Функции воображения, его развитие
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение, Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, ос ...

Развитие желаний
Все желания, находящиеся в человеке, развиваются с течением времени: вначале это животные желания (к еде, сексу, дому, семье и т.д., то есть все, что есть и у животных), далее желание более высокого уровня – к деньгам, потом желание еще более высокого уровня к уважению, славе, далее – к знаниям, и еще большее – к духовному. Что особенн ...

Предмет и основные понятия этнической психологии
Предметом этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний является изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей. Долгое время общепризнанной категорией этнической психологии считалось понятие психологического склада, берущее свое начало из повседневной жизни. Структур ...