Информация » Особенности наглядно–образного мышления умственно отсталых дошкольников » Современные представления о мыслительной деятельности

Современные представления о мыслительной деятельности
Страница 2

Основная единица или «молекула» мышления – мысль , представляет собой когнитивное действие , направленное на анализ и сопоставление различных фактов по признакам «различие-сходство», «причина-следствие», «действительное- возможное».

Психологическое понимание мышления отлично от формально- логического, согласно которому его суть- в установлении истинности или ложности, или правдоподобности каких-либо утверждений. Психологию мышления интересует, прежде всего. Как познавательный ( когнитивный) процесс, характеризующий конкретную личность в единстве ее типологических и индивидуальных особенностей.

Мышление как процесс неразрывно связано с деятельностью личности, с ее мотивацией, способностями и другими параметрами. На каждой стадии психического развития человек осуществляет мыслительные акты. Исходя из уже сложившихся мотивов, способностей; установок и целей. В то же время все указанные образования развиваются, перестраиваются и вступают в новые системные связи благодаря усложнению мыслительной деятельности. В непрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции ( анализ, синтез, абстрагирование и другие), которые мышление порождает, но, тем не менее, целиком не сводится к ним.

Орудием мыслительной деятельности является язык и другие системы знаков. Знаковые средства используются для осуществления основных операций мышления- абстрагирования, обобщения, анализа, синтеза, классификации и другие. В ряде подходов мышление определяется преимущественно как процесс решения задачи, где выделяются определенный условия и требования. Причем задача должна быть не только понята, но принята субъектом, соотнесена с его мотивационной сферой. Мыслительная деятельность побуждается мотивами. Которые выступают не только условиями ее развертывания, но и влияют на ее продуктивность.

Мышление характеризуется единством осознанного и неосознаваемого. Большую роль в мыслительной деятельности играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. В подготовке решения может быть выделен латентный (« инкубационный период»), связанный с активизацией неосознаваемых творческих ресурсов личности. Этим объясняется природа внезапных научных открытий- « инсайдов» (например, тот факт , что Д.М.Менделеев впервые «увидел» свою периодическую систему элементов во сне.)

Мыслительная деятельность может исследоваться и как процесс целеобразования. Продуктом мышления в данном случае будут цели последующих действий.

Мышление- составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят6 понимание себя как субъекта мышления; дифференциация собственных и «чужих», привнесенных мыслей; осознание еще не решенной задачи как именно своей; осознание собственного отношения к задаче. В системе межличностных отношений и в процессе межличностного познания наиболее существенными являются такие компоненты мышления, как понимание высказывания других людей- партнеров по общению, способность к интерпретации и прогнозированию их внешних проявлений, реакций, поступков, а также к выявлению скрытых причин, мотивов поведения и даже образов мыслей другого человека.

Как известно, мышление дает понятие о вещах и сообщает , что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать, непосредственно, при помощи ощущения и восприятия, и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Коучинг – консультирование, как бизнес
Формы коучинга: Обычно коучинг проходит в форме специальных встреч. Эти встречи принято называть коуч-сессиями. Коуч-сессии могут быть индивидуальными и групповыми. Иногда коучинг проходит без отрыва от реальности. То есть – коуч-сессия включена в реальную деятельность клиента (или группы) – проходит во время совещаний, переговоров, по ...

Предупреждение рецидивов
Большинство пациентов могут легко соскользнуть к знакомым, но дисфункциональным когнитивным и поведенческим паттернам. Это особенно верно для пациентов с расстройствами личности, поскольку их проблемы являются глубоко укоренившимися. Когнитивная психотерапия имеет преимущества перед некоторыми другими формами психотерапии в разрешении э ...

Модели поведения в поведенческой терапии
Цели коррекции в поведенческой терапии формулируются либо как научение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание, торможение имеющихся у субъекта дезадаптационных форм. А. Бандура выделяет 4 основные модели терапии в рамках поведенческого подхода: 1) подавление (вытеснение) ответной реакции; 2) актуализация (освобождение) под ...