Изменения в когнитивной организации
Многие из основных убеждений, которые мы обнаруживаем при расстройствах Оси II, становятся очевидными, когда у пациента развивается генерализованное тревожное расстройство или большое депрессивное расстройство. Например, некоторые из более частных условных убеждений станут расширенными и будут включать намного более широкий спектр ситуаций. Убеждение (или установка) «Если у меня не будет никого, кто вел бы меня в новых ситуациях, мне с ними не справиться» станет таким: «Если рядом со мной не будет всегда кто-то сильный, я пропаду». При усилении депрессии эти убеждения могут расшириться до следующего: «Так как я беспомощен, я нуждаюсь в ком-то, кто будет заботиться обо мне». Убеждения, таким образом, становятся безусловными и принимают крайнюю форму.
Более того, убеждения, которые пациент имел до развития депрессии (или другого расстройства Оси I), становятся намного более сильными и всеобъемлющими, например «Если вам не сопутствует успех, вы ничего не стоите» или «Хорошая мать должна всегда удовлетворять потребности ребенка». Убеждения, связанные с самим собой (негативный образ себя), также станут акцентуированными и расширенными до такой степени, что заполнят собой Я-концепцию (Beck, 1967), ввиду чего пациент постоянно будет возвращаться к мысли «Я ничего не стою» или «Я неудачник». Негативные убеждения или мысли, которые имели переходный характер и были не так сильны до депрессии, станут могущественными и доминирующими над чувствами пациента и его поведением.
Сиблинговая позиция как предиктор значимых аспектов психосоциального
развития личности в юношеском возрасте
В классической и современной отечественной и зарубежной психологии представлены многочисленные научные факты, отражающие влияние порядка рождения детей на их положение в семье (сиблинговая позиция) и на развитие личности ребёнка в течение всей жизни (Адлер А., Толман У., Салловей Ф., Хоментаускас Г.Т., Захаров А.И., Bossard J., Bower B. ...
Классификация стратегий мышления
Американские исследователи Д.С. Брунер и К. Левин изучали различные приемы, к которым прибегали испытуемые при решении тех или иных мыслительных задач. Оказалось, что можно выделить три подхода, различающиеся как по эффективности, так и по уровню сложности.
Одним из подходов, указанный Брунером и Левином является «случайный перебор» [2 ...
Анализ результатов исследования депрессивных
состояний.
Данный метод исследования позволяет выявить у испытуемых депрессивное состояние, и состояния близких к депрессии. Результаты исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6. Результаты уровня депрессии у детей до и после проведения символдрамы.
Уровни депрессии
УД1, в %
УД2, в %
Состояние без депрессии
16,7
36,7 ...