Лечение пациентов с антисоциальными чертами личностиСтраница 1
Стратегии когнитивной психотерапии также можно использовать при работе с людьми, имеющими черты антисоциальной личности, но при этом не соответствующими критериям АРЛ полностью. Бретту (29 лет) потребовалась амбулаторная психотерапия после того, как у него нашли ворованные вещи. У него были некоторые характеристики безответственного и антисоциального поведения начиная с 15 лет, но отсутствовали какие-либо свидетельства наличия расстройств поведения до 15 лет.
Бретт выглядел очень разговорчивым, красивым молодым человеком с харизматическим обаянием. Полученный профиль MMPI был валиден, но имел умеренное клиническое повышение по шкале K (коррекция), а также по шкалам 4 (психопатическое отклонение) и 9 (мания), с субклиническим повышением по шкале 2 (депрессия).
Большую часть поздней юности и ранней взрослости Бретт жил, руководствуясь различными схемами обмана системы и уклонения от оплаты. Например, он без разрешения пользовался телефоном соседа по комнате в общежитии и вел разговоры на сотни долларов. Недавно Бретта поймали на месте преступления с украденными вещами, а также с небольшим количеством наркотических средств.
Следующий диалог между Бреттом и его психотерапевтом показывает, как удалось заставить Бретта задуматься о последствиях своих действий и его влиянии на других в контексте размышлений о том, соответствует ли такое поведение его собственным целям.
Психотерапевт: Хорошо ли работает подход «обмани систему»?
Бретт: Он отлично работает . пока кто-то не поймает или не начнет ловить тебя. Тогда нужно отбросить план и придумать новый.
Психотерапевт: Насколько вам было трудно отказываться от одной схемы и придумывать новую?
Бретт: Иногда очень легко. Некоторые люди — настоящие простаки.
Психотерапевт: Легко было всегда?
Бретт: Ну нет. Иногда было действительно трудно. Например, обман с телефонными звонками. Скрываться было трудно, и каждый раз возникали проблемы.
Психотерапевт: Было ли вам легко придумать альтернативный план?
Бретт: Не для телефонов. Я никогда не придумывал другой план.
Психотерапевт: А в другое время? Планы «обмани систему» приходили к вам легко? Я имею в виду те, которые работали.
Бретт: Ну я придумал много хороших планов, но было непросто придумать такой, который действительно принесет выгоду.
Психотерапевт: Хороший план можно использовать долго или часто требовались новые?
Бретт: Похоже, я всегда нуждаюсь в новом хорошем плане, чтобы обмануть систему.
Психотерапевт: Не считаете ли вы, что иногда легче быть на стороне системы, вместо того чтобы пытаться как-нибудь обмануть ее?
Бретт: Ну после всего этого я должен сказать, что бывает, когда встать на сторону системы в конечном счете легче. К тому времени, когда я расплачусь за все, мне придется выложить больше, чем стоит мое обучение. Но . обмануть систему — это такой вызов! Я чувствую возбуждение, когда придумываю новый план и полагаю, что он может сработать. Я даже не могу себе представить, чтобы быть вместе с системой.
Психотерапевт: Итак, ваш выбор связан с тем, что подобное поведение возбуждает?
Бретт: Да.
Психотерапевт: И все же некоторые из ваших планов дорого обошлись вам и в конечном счете создали вам проблемы.
Бретт: Да.
Психотерапевт: Как это согласуется с вашей целью вести легкую, беззаботную жизнь, при которой вам не нужно заниматься тяжелым трудом?
Бретт: Никак не согласуется. (Пауза.) Так как же мне вести легкую жизнь, доктор?
Психотерапевт: А когда вы начинаете придумывать планы «обмана системы»?
Бретт: Когда я должен оплатить что-то или когда я хочу чего-то, что будет стоить денег.
Психотерапевт: Вы когда-нибудь обдумываете свой выбор и оцениваете возможные последствия?
Бретт: Обычно нет. Обычно я просто обманываю систему.
Психотерапевт: Что, на ваш взгляд, случится, если вы обдумаете другие выборы, а не только будете воплощать в жизнь идею, которая возбуждает вас в данный момент?
Бретт: Не знаю.
Психотерапевт: Имеется ли прямо сейчас некая ситуация в вашей жизни, в которой вам нужны деньги и вы должны решить, где их взять?
Бретт: Да . как мне заплатить за квартиру, оплатить аренду ночного клуба, подготовить его к открытию и еще оплатить услуги адвоката.
Психотерапевт: Какие варианты вы рассматриваете в данном случае?
Бретт: Ну, мой адвокат требует выдать ему авансом предварительный гонорар, и вы заставляете меня оплачивать каждую сессию, так что мне не дают послаблений.
Психотерапевт: Если учесть ваши возможности, каковы ваши выборы?
Бретт: Ну, я пытался найти способ не платить за квартиру. Если я займу правильную позицию, возможно, я смогу заставить владельца отложить это на некоторое время.
Психотерапевт: Это может иметь для вас неприятные последствия?
Бретт: Фактически однажды так и было, и на меня подали в суд. Я, конечно же, не хочу, чтобы это случилось снова, потому что он может предъявить мне иск за остаток от моего арендного договора, даже если я попаду в тюрьму.
Личностные качества учителя
Вторым пунктом профессионально-педагогической подготовки являются личностные качества учителя, на что обратил внимание еще П. Ф. Каптерев. Исследователи отмечают обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качес ...
Понятие коучинга, как одного из направлений
психологического консультирования
"Принципы коучинга основаны на достижении современной западной психологии и древней восточной мудрости", Джон Уитмор.
Коучинг (от англ. coaching - тренерство) - это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Это определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.
Коучинг – профе ...
Цели когнитивной психотерапии
Начальные клинические цели когнитивной психотерапии НРЛ включают в себя установление отношений сотрудничества, ознакомление с когнитивной моделью лечения, или «социализацию» пациента к ней, и достижение согласия в понимании проблемы и подхода к лечению.
При попытке достичь этих целей с нарциссическими пациентами могут возникнуть серьез ...