Информация » Анализ формирования эмпатии у студентов » Чувство эмпатии и социализация личности

Чувство эмпатии и социализация личности
Страница 2

5. Ложный эмпатический профиль основан на «реакции приспособления», такой индивид чувствует себя должным быть эмпатийным для того, чтобы его любили, понимали, ценили в обществе. В поведении наблюдаются эмпатические тенденции, но наряду с этим не всегда искренне и адекватно проявляется сочувствие и сопереживание (тогда говорят – «я сочувствую, но по-своему»). Окружающие достаточно часто отказываются от помощи, поддержки, сочувствия таких людей, расценивая поведение как неискреннее, ложное. Вместе с тем, они часто неосознанно ждут (требуют) благодарности в ответ на эмпатическую поддержку или помощь. В социальных взаимоотношениях проявляется неадекватная самооценка, имитация, видимость дела и успеха. «Я» человека носит «закрытый» характер.

6. Дефицитарный эмпатический профиль характеризуется слабой и очень слабой выраженностью эмпатических тенденций в раннем детском возрасте в ответ на недополучение эмоционального отклика, теплого, заботливого отношения к ребенку со стороны значимых взрослых. Такой человек очень редко испытывает сочувствие, сопереживание, в его поведении наблюдается жесткость, даже жестокость, агрессия, трудности установления контакта и взаимопонимания, переживание одиночества, отстраненности. Проявление защитных механизмов может достигать появления отклонений в поведении.

7. Истинный эмпатический профиль проявляется в естественной, спонтанной эмпатической реакции человека на переживания другого и возникает в различных жизненных ситуациях, сочувствуя и сопереживая, понимая не только в «ситуации горя», но и в моменты радости. В данном случае эмпатия является естественным желанием, потребностью, мотивом оказывать психологическую помощь и поддержку другим людям. Такой человек облает высокой рефлексивностью (осознание себя), развитой эмоциональностью (эмоциональная чувствительность, гибкость), развитой эмпатией (сочувствие, сопереживание, понимание другого). В данном случае тесно переплетаются личностные качества (подготовленные к развитию и развитые в детском возрасте) с природным глубинным даром (высокой чувствительностью к своему внутреннему миру и другого человека) [24, c.65].

В своем развитии эмпатический профиль личности выглядит как постепенно развивающееся в онтогенезе человека личностное образование, в котором можно выделить уровни:

1 уровень – собственно эмпатический уровень (формирование эмпатии как понимания, отражение другого человека, начиная с реакции подражания, ранних детских отношений с матерью и другими значимыми взрослыми).

2 уровень – эмпатико-мотивационный (формирование на основе предыдущего этапа мотивационной составляющей эмпатического профиля как основы альтруистического, эмпатийного поведения).

3 уровень – коммуникативно-деятельностный (выстраивание отношений в социуме, адаптация, принятие культуры и нравственности, принятие терпимости и т.д.)

Представленные уровни эмпатического профиля личности не имеют жестких, ригидных границ и «графика правильного прохождения», в итоге формируется индивидуальный эмпатический профиль, который состоит из определенного «универсального набора» составляющих (уровней). Существуют смешанные эмпатические профили, полностью не подходящие ни к одному из типов профиля, а вбирающие в себя части нескольких, что является естественным условием попытки систематизировать, типологизировать такое многогранное понятие, как личность [19, c.33].

В психологической литературе, охватывающей исследования эмпатии, часто речь идет о том, что необходимым условием для ее возникновения является не только гуманное отношение в целом, а и наличие симпатии к объекту сопереживания. Исследуя феномен аттракции, Л. Гозман отмечал, что помощь или сочувствия вызывает симпатию не только у того человека, на который они направляются, но и обратную, причем ее величина значительно превышает предыдущую.

В педагогических работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия, аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении ему помощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А. Амонашвили [1, c.45]

Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем и в профессиональном росте. Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на социальную и профессиональную адаптацию врачей, педагогов, школьных психологов, на усовершенствование их коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.

Страницы: 1 2 3


Особенности агрессии детей и подростков:
1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен "самоотрицания", поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека. 2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятел ...

Благодарности
Выход в свет любой книги связан с шестью важными этапами. Первый из них — это нервная дрожь и возбуждение при начале работы над книгой. На этой ранней стадии предлагаются, разрабатываются, видоизменяются, отвергаются, переоцениваются и по-новому формулируются различные идеи. Причиной написания этой книги, как и многих других наших работ ...

Примечания к тексту
1.Бессознательное - действия человека, которые он совершает, не отдавая себе отчета, автоматически. Бессознательный характер носит психическая деятель- ность во время сна, гипноза, лунатизма (см. "Толкова- ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/ стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек- ...