Информация » Анализ формирования эмпатии у студентов » Чувство эмпатии и социализация личности

Чувство эмпатии и социализация личности
Страница 3

В современной педагогике и психологии различают несколько моделей социализации личности.

В социологической модели (от латин. socіetas – «общество») социализация понимается как трансляция культуры от поколения к поколению и рассматривается как общий механизм наследования прошлого опыта. Данная модель социализации допускает усвоение человеком как стихийных (улица), так и организованных (школа, вуз) влияний социальной среды. Причем соотношение этих влияний в большинстве случаев бывает непредвиденным.

Интериоризационная модель (от латин. іnterіo – «внутри») подразумевает под социализацией усвоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, произведенных обществом, которые демонстрируются ближайшим окружением как образец поведения. В результате складывается система внутренних регуляторов, обычных норм поведения. Данная модель социализации основана на внешней поддержке желательной для окружающих людей поведения. О типе интериоризационной модели свидетельствуют языковые формулы одобрения или неодобрение разного типа поведения. По типу такой модели социализации происходит вовлечение в неформальные, в том числе преступные, группы. Действие данной модели особенно эффективно для закрытых групп - религиозных, национальных.

Факторно-институционная модель (от латин. factor – «тот, кто делает, производящий»; іnstіtutum – «учреждение») включает в процесс социализации личности действие факторов, институтов и агентов. Различают мегафакторы (влияние солнечной активности, экологической обстановки в мире и т.п.), макрофакторы (тип государства, состояние войны или мира, демографическая ситуация и т.п.), мезофакторы (национальность, тип религии, идеология, которая властвует в СМИ, и т.п.), микрофакторы (семья, школа, соседи, ровесники, общественные организации, милиция и т.п.). «Институтами социализации» в данном случае являются группы людей. «Агентами социализации» выступают лица, которые осуществляют целенаправленное влияние на процесс развития человека, - родители, педагоги, тренеры и другие авториты. Эффективность действия факторно-институционной модели связанна с усилением или послаблением какого-нибудь фактора института или агента социализации.

Интеракционная модель (от англ. іnteractіon – «взаимодействие») социализации трактуется как результат межличностного взаимодействия, которое определяет тип восприятия мира. Благоприятное межличностное взаимодействие оказывает содействие формированию доверия к другим людям и установлению тесных контактов с ними, неблагоприятное - настороженности в отношениях с другими и враждебности. Это приобретается в детстве как эталон и не подлежит изменениям. При невозможности применить обычный опыт взаимоотношений к более широкому социальному сообществу происходит социализация по типу «инкапсуляции». В этом случае круг общения ограничивается или неправомерно суживается (дружить с детьми своего двора, выйти замуж за мальчика из соседнего подъезда и т.п.). Реализация такой модели социализации часто наблюдается в учебных заведениях национальных землячеств [16, c.53].

Интраиндивидуальная модель (от латин. іntra – «внутри»; іndіvіduum – «отдельный человек»). Социализация личности происходит в единстве двух взаимозависимых процессов. С одной стороны, идет активное приспособление к внешней среде, с другой - поддержка творческих проявлений личности, направленных на преобразование своей жизни, на самовоспитание. Такая модель социализации характерная для учреждений образования, сориентированных на раскрытие творческой индивидуальности каждого воспитанника (школы-интернаты для детей с ранней одаренностью и т.п.).

Суммируя все вышеизложенные можно сказать, что для развития эмпатии и социализации личности наиболее приемлемой является интеракционная модель. При этом очень важно не допускает чрезмерности развития чувства эмпатия у студентов, склонных к повышенной психологической чувствительности, так как это может привести к стрессу.

Таким образом, эмпатия является фактором мотивации и становления личности. Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Каждый человек обладает уникальным многоуровневым эмпатическим профилем личности, что помогает ему в социализации и в профессиональном росте.

Страницы: 1 2 3 


Факторы, создающие негармоничные стили семейного воспитания
Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис[30] выделяли факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков. Уровень протекции – количество сил, внимания и времени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне м ...

Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить ...

Духовное желание
Структура всей действительности представляет собой следующее: над всем сверху находится Высшая Суть, с которой у нас нет никакой связи. Через нее идет влияние на нас, которое называется Творец. А далее находится творение. Высшая Суть выше нашего постижения. Мы имеем отношение к Творцу, который нас создал, спустил по всем мирам - скрыти ...