Лекция
Страница 1

Лекция. Общий структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.

В качестве основных требований к чтению лекции выдвигают:

ü высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение;

ü большой объем четко и плотно систематизированной и методически переработанной современной научной информации;

ü доказательство и аргументированность высказываемых суждений;

ü достаточное количество приводимых убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

ü ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

ü анализ разных точек зрения на решение поставленных проблем;

ü выведение главных мыслей и положений, формулировка выводов;

ü разъяснение вводимых терминов и названий, предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

ü умение установить педагогический контакт с аудиторией, использование дидактических материалов и технических средств;

применение основных материалов текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков.[5; 102]

Положительный аспект лекции заключается в том, что за малый промежуток времени можно изложить большое количество информации, идет непосредственное общение преподавателя и студента (контакт), аудитории. Форма изложения информации: преподаватель выбирает самое главное из учебной литературы, перерабатывает и дает студентам в более простой и понятной форме изложения, а также передает конкретный опыт, как свой собственный, так и примеры различных людей.

Отрицательный аспект: большое количество разностороннего знания переходит студентам, и усвоение его зависит от умения правильно преподнести его преподавателем, (некоторые преподаватели излагают информацию нечетко или слишком быстро, что мешает восприятию, запоминанию и пониманию нового полученного знания). Большое количество информации отдается на самостоятельное усвоение студентам, (многие не успевают перерабатывать ее в виду нехватки времени, так как большее его количество занимают лекции). Таким образом, лекционная форма обучения может влиять как «+», так и «–» на обучение учащихся и усвоение знаний в большей степени зависит от преподавателя, от его умений, знаний, навыков учебного преподавания (обучения, знания педагогики непосредственно, всех ее методов , принципов дидактики).

Кроме очной формы обучения, при которой нужно каждый день посещать университет (лекции), существует и заочная форма обучения.

Заочная форам обучения характеризуется тем, что студенты должны посещать университет два раза в год в течение определенного обозначенного времени. Это время называется сессией, продолжительность которой определяется университетом непосредственно и длится обычно две или три недели. В это время происходит начитка лекций, знакомство с новыми дисциплинами, сдача зачетов и потом экзаменов. В течение сессии студентам выдаются контрольные работы, которые они обязаны сделать и в следующую сессию сдать.

Заочная форма обучения имеет как недостатки, так и свои достоинства.

Удобным для студентов, обучающимся по такому типу является то, что они могут работать и зарабатывать деньги в период между сессиями. На работе в организациях на это время предусмотрен учебный оплачиваемый отпуск. А также по этому типу могут учиться взрослые люди, имеющие детей и семьи, которые не могут посещать занятия по очной форме обучения.

Страницы: 1 2


Экспериментальное общение
Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых. Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение. Испытуемый приходит к экспериментатору, имея свои жизненные план ...

Виды психологических измерений
В естественных науках следует различать, как предлагает С.С. Паповян, три вида измерения: 1. Фундаментальное измерение основывается на фундаментальных эмпирических закономерностях, позволяющих непосредственно вывести систему числовых отношений из эмпирической системы. 2. Производное измерение — это измерение переменных на основе закон ...

Основные характеристики психологического эксперимента
Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испыт ...