Информация » Анализ формирования эмпатии у студентов » Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза

Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вуза
Страница 1

Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности. Поэтому за последние двадцать лет проблема профессионализации личности стала одной из самых популярных в социальной психологии [6, c.24].

Профессиональные способности, и эмпатия в том числе, формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными. Внутри профессиональных способностей ряд, авторов различает общие профессиональные и специальные профессиональные способности: например, способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и способность быть учителем математики (специальные профессиональные педагогические способности).

В современной психологии установлено, что личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, в том числе влияния профессионального коллектива. Особую роль играет в развитии личности человека социальная группа и ведущая деятельность.

Как писали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие исследователи, коллектив в жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека играет незаменимую положительную роль, а особенно в развитии индивида как личности [18, с.53]

В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса адаптации позволяет человеку достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.

В этой связи становится особенно значимым изучение проблем профессиональной адаптации человека, поскольку профессиональная деятельность - это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека. Профессиональная адаптация человека, в силу многоплановости феномена профессиональной деятельности, является разновидностью социально-психологической адаптации личности, которая сейчас исследуется в различных аспектах [9, c.84]. Социально-психологическая адаптация, являясь универсальным процессом, приобретает качественное своеобразие на каждом этапе жизненного пути в контексте решения специфических возрастных задач развития. Для человека, вступающего в период ранней взрослости, такой задачей становится профессиональное самоопределение.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хочет или ждет коллектив, общество [18, c.106]. В качестве механизма самоопределения принято рассматривать «идентификацию - обособление». Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) [18, с.107].

Профессиональное самоопределение - это длительный, многоплановый и динамичный процесс. Вопреки распространенному мнению, он не завершается выбором профессии, а только начинается в этот момент.

В качестве основных показателей профессионального самоопределения можно перечислить:

общие характеристики профессионального статуса человека;

устойчивость установки на выбранную профессию;

идентификацию со своей профессиональной группой;

степень удовлетворенности профессиональной подготовкой;

степень удовлетворенности конкретными характеристиками работы (положением в коллективе, отношениями с начальством, возможностями карьерного роста, стабильностью и т.п.).

Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания [16, c.73].

Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей.

Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.

Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.

Страницы: 1 2


Теоретические подходы к проблеме формирования эмпатии в психологической литературе. Характеристика эмпатии в отечественной и зарубежной психологии
Раскрытие актуальности и научной ценности проблемы эмпатии заключается в узловом характере феномена при интерпретации сложных психологических явлений (идентификации, рефлексии, аттракции, межличностного познания и т.п.), понимание которых имеет значение для педагогической, возрастной и социальной психологии. Эмпатия как научная проблема ...

Основные характеристики психологического эксперимента
Экспериментальное исследование в психологии отличается от других методов тем, что экспериментатор активно манипулирует независимой переменной, тогда как при прочих методах возможны лишь варианты отбора уровней независимых переменных. Нормальным вариантом экспериментального исследования является наличие основной и контрольных групп испыт ...

Анализ успеваемости и неуспеваемости в течение учебного года
При исследовании влияния типа темперамента на успеваемость младшего школьника, нам необходимо было выявить успевающих и неуспевающих учеников на протяжении одного учебного года. Для наиболее полной картины успеваемости учащихся 3 класса, мы проанализировали четвертные оценки по 5 школьным предметам (математика, чтение, иностранный язык, ...