Роль эмпатии в профессиональной адаптации студентов вузаСтраница 1
Основным видом деятельности взрослого человека является профессиональная деятельность, которая занимает большую часть жизни личности. Поэтому за последние двадцать лет проблема профессионализации личности стала одной из самых популярных в социальной психологии [6, c.24].
Профессиональные способности, и эмпатия в том числе, формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными. Внутри профессиональных способностей ряд, авторов различает общие профессиональные и специальные профессиональные способности: например, способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и способность быть учителем математики (специальные профессиональные педагогические способности).
В современной психологии установлено, что личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний, в том числе влияния профессионального коллектива. Особую роль играет в развитии личности человека социальная группа и ведущая деятельность.
Как писали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие исследователи, коллектив в жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека играет незаменимую положительную роль, а особенно в развитии индивида как личности [18, с.53]
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Именно конструктивное протекание процесса адаптации позволяет человеку достичь эффективности в той или иной деятельности, реализовать в ней свой потенциал.
В этой связи становится особенно значимым изучение проблем профессиональной адаптации человека, поскольку профессиональная деятельность - это важнейшая сфера жизни любого взрослого человека. Профессиональная адаптация человека, в силу многоплановости феномена профессиональной деятельности, является разновидностью социально-психологической адаптации личности, которая сейчас исследуется в различных аспектах [9, c.84]. Социально-психологическая адаптация, являясь универсальным процессом, приобретает качественное своеобразие на каждом этапе жизненного пути в контексте решения специфических возрастных задач развития. Для человека, вступающего в период ранней взрослости, такой задачей становится профессиональное самоопределение.
В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, чего он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), чего от него хочет или ждет коллектив, общество [18, c.106]. В качестве механизма самоопределения принято рассматривать «идентификацию - обособление». Самоопределение личности предполагает как усвоение накопленного человечеством опыта, который в психологическом плане «я» протекает как подражание и идентификация (уподобление), так и формирование у индивида неповторимых, только ему присущих свойств, которое протекает как персонификация (обособление) [18, с.107].
Профессиональное самоопределение - это длительный, многоплановый и динамичный процесс. Вопреки распространенному мнению, он не завершается выбором профессии, а только начинается в этот момент.
В качестве основных показателей профессионального самоопределения можно перечислить:
общие характеристики профессионального статуса человека;
устойчивость установки на выбранную профессию;
идентификацию со своей профессиональной группой;
степень удовлетворенности профессиональной подготовкой;
степень удовлетворенности конкретными характеристиками работы (положением в коллективе, отношениями с начальством, возможностями карьерного роста, стабильностью и т.п.).
Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания [16, c.73].
Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей.
Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.
В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.
Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.
Теория расстройств личности
В этой главе представлена целостная теория расстройств личности в широком контексте их происхождения и развития, а также функционирования личности. Главный вопрос при этом состоит в том, как формируются и работают личностные процессы, служащие адаптации. Перед изложением основ нашей теории расстройств личности мы рассмотрим соответствую ...
Игра в старшем дошкольном возрасте.
а) Особенности сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников, как правило, коллективна. Она отличается разнообразием тематики, сложностью и развернутостью сюжетов. Дети отражают в играх события и ситуации, далеко выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего чел ...
Виды малых групп
При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, следуя принятому принципу, будем иметь в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к гр ...