Информация » Стратегии мышления » Основы стратегического мышления

Основы стратегического мышления
Страница 1

Разобрав основы понятий мышления и стратегии, проведя основную классификацию стратегий мышления человека, мы приходим к понятию, которое также необходимо рассмотреть в рамках данной работы в силу логичности его вытекания из ранее приведенных рассуждений. Это понятие о стратегическом мышлении.

Прежде всего необходимо отметить, что стратегическое мышление представляет собой особенный тип системного мышления, который объединяет рациональный и творческий компоненты, объективный и субъективный аспекты, основывается на определенных принципах, интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности человека.

Существуют две противоречивые позиции по поводу природы стратегического мышления.

Первая основывается на том, что стратегическое мышление – одно из продвинутых форм аналитического обоснования, которая требует последовательного и точного использования логики и формальных методов [1, с. 232].

Вторая позиция основывается на том, что суть стратегического мышления – способность сломать традиционные представления, что требует использования творческих методов и неформального подхода (креативный аспект стратегического мышления) [1, с. 254]. Сторонники этого подхода убеждены: стратегия без творческого подхода – не стратегия, а план, программа действий, сформированная на основе соответствующего анализа.

На самом деле, необходимым является компромисс – конструктивное объединение обоих аспектов мышления на ситуативной основе.

Причем бесспорно, что логика и формализованные подходы необходимы для выявления набора элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы, для обеспечения системного перехода от целей до вариантов решения, обоснованных с учетом выбранных критериев [1, с. 266].

Творчество и свобода мысли должны обеспечивать инновационность и прорыв к новым возможностям, учитывание противоречивых позиций, интеграцию ценностей и интересов, синтез всех аспектов проблемы и предусматривание последствий ее решения в будущем.

Что должно преобладать в стратегическом мышлении – рациональное или креативное, зависит от целей человека, его жизненных позиций и конкретной жизненной ситуации. Но без творческого подхода, по моему мнению, в жизни сегодня добиться успеха практически невозможно. Поэтому основой стратегического мышления, прежде всего является творческий подход и креативное мышление, особенно если речь идет о личности, стремящейся к развитию.

Стратегическое мышление является от части наукой и от части искусством. Чтобы научится эффективному стратегическому мышлению необходимо использовать как левое, так и правое полушарие мозга; навык, который требует практики и уверенности.

Так Анисимов О.С. в своей книге «Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах» приводит навыки, которыми владеют и ежедневно пользуются самые лучшие стратеги:

1. Прежде всего, люди, обладающие стратегическим мышлением, имеют видение. Они отлично умеют, как мыслить стратегическими целями, так и формировать видение будущего. В их инструментарии имеются оба этих инструмента, где один дополняет другой. Эта форма мышления и представления будущего создает такой образ мышления и развитие стратегии, которые одновременно являются целенаправленными, и в тоже время широкими [1, с. 303].

2. Не спешат. Ключ к пониманию стратегического мышления заключается в его описании. Стратегическое мышление не имеет отношение к сегодня, завтра или следующей неделе. В тесном сочетании с наличием ясного видения своего будущего, эти два элемента определяют все будущие «завтра». Не только одно «завтра»! Это процесс формирования и наладки качественных результатов деятельности на многие годы вперед. Большие мастера-стратеги выделяют время на то, чтобы отлаживать, пересматривать и разрабатывать качественное будущее!

3. Понимают и принимают во внимание. В любом жизненной ситуации есть нити, часто очень тонкие, внутренние и внешние, помогающие руководить будущим и обнаруживать новые возможности. Эффективные стратеги хватаются за все эти нити, так чтобы когда они приступят к обдумыванию стратегии, у них был полный набор необходимой информации. Иногда, в определенный момент времени наступает прозрение, что-то вроде момента «эврика», когда они замечают что-то, что захватывает их; произойти такое может во время утренней прогулки, или в тот момент, когда кто-либо им что-либо скажет, например, в кафе.

Страницы: 1 2


Работа психолога по формированию адаптации
Основой формирующего эксперимента послужили методические рекомендации авторов книг Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В.Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг». Формирующая работа включала несколько направлений: 1.Работа с педагогическим коллективом СОШ№8, непосредственно занимающихся с учащимися пятых ...

Работа с гиперактивными детьми
Жизнь может быть очень тяжелой для детей с гиперактивностью. Они редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им все же удается достичь успеха, они объясняют его неконтролируемыми факторами, такими как легкость задания или уда ...

Факторы покупательского поведения
Необходимо определиться какие факторы воздействуют на решения потребителя о совершении покупки. К наиболее значимым факторам покупательского поведения экономисты относят [25; 41; с.5-25, 43; 66; 77; 78; 79; 95]: цены предлагаемых товаров и услуг, качество экономического продукта, доходы покупателей, цены субститутов (товаров-заменит ...