Информация » Стратегии мышления » Основы стратегического мышления

Основы стратегического мышления
Страница 1

Разобрав основы понятий мышления и стратегии, проведя основную классификацию стратегий мышления человека, мы приходим к понятию, которое также необходимо рассмотреть в рамках данной работы в силу логичности его вытекания из ранее приведенных рассуждений. Это понятие о стратегическом мышлении.

Прежде всего необходимо отметить, что стратегическое мышление представляет собой особенный тип системного мышления, который объединяет рациональный и творческий компоненты, объективный и субъективный аспекты, основывается на определенных принципах, интегрирует разнообразные концепции и методы в сложном процессе стратегической деятельности человека.

Существуют две противоречивые позиции по поводу природы стратегического мышления.

Первая основывается на том, что стратегическое мышление – одно из продвинутых форм аналитического обоснования, которая требует последовательного и точного использования логики и формальных методов [1, с. 232].

Вторая позиция основывается на том, что суть стратегического мышления – способность сломать традиционные представления, что требует использования творческих методов и неформального подхода (креативный аспект стратегического мышления) [1, с. 254]. Сторонники этого подхода убеждены: стратегия без творческого подхода – не стратегия, а план, программа действий, сформированная на основе соответствующего анализа.

На самом деле, необходимым является компромисс – конструктивное объединение обоих аспектов мышления на ситуативной основе.

Причем бесспорно, что логика и формализованные подходы необходимы для выявления набора элементов системы взаимосвязей решаемой проблемы, для обеспечения системного перехода от целей до вариантов решения, обоснованных с учетом выбранных критериев [1, с. 266].

Творчество и свобода мысли должны обеспечивать инновационность и прорыв к новым возможностям, учитывание противоречивых позиций, интеграцию ценностей и интересов, синтез всех аспектов проблемы и предусматривание последствий ее решения в будущем.

Что должно преобладать в стратегическом мышлении – рациональное или креативное, зависит от целей человека, его жизненных позиций и конкретной жизненной ситуации. Но без творческого подхода, по моему мнению, в жизни сегодня добиться успеха практически невозможно. Поэтому основой стратегического мышления, прежде всего является творческий подход и креативное мышление, особенно если речь идет о личности, стремящейся к развитию.

Стратегическое мышление является от части наукой и от части искусством. Чтобы научится эффективному стратегическому мышлению необходимо использовать как левое, так и правое полушарие мозга; навык, который требует практики и уверенности.

Так Анисимов О.С. в своей книге «Мышление стратега: Стратегическое управление в схемах» приводит навыки, которыми владеют и ежедневно пользуются самые лучшие стратеги:

1. Прежде всего, люди, обладающие стратегическим мышлением, имеют видение. Они отлично умеют, как мыслить стратегическими целями, так и формировать видение будущего. В их инструментарии имеются оба этих инструмента, где один дополняет другой. Эта форма мышления и представления будущего создает такой образ мышления и развитие стратегии, которые одновременно являются целенаправленными, и в тоже время широкими [1, с. 303].

2. Не спешат. Ключ к пониманию стратегического мышления заключается в его описании. Стратегическое мышление не имеет отношение к сегодня, завтра или следующей неделе. В тесном сочетании с наличием ясного видения своего будущего, эти два элемента определяют все будущие «завтра». Не только одно «завтра»! Это процесс формирования и наладки качественных результатов деятельности на многие годы вперед. Большие мастера-стратеги выделяют время на то, чтобы отлаживать, пересматривать и разрабатывать качественное будущее!

3. Понимают и принимают во внимание. В любом жизненной ситуации есть нити, часто очень тонкие, внутренние и внешние, помогающие руководить будущим и обнаруживать новые возможности. Эффективные стратеги хватаются за все эти нити, так чтобы когда они приступят к обдумыванию стратегии, у них был полный набор необходимой информации. Иногда, в определенный момент времени наступает прозрение, что-то вроде момента «эврика», когда они замечают что-то, что захватывает их; произойти такое может во время утренней прогулки, или в тот момент, когда кто-либо им что-либо скажет, например, в кафе.

Страницы: 1 2


Анализ результатов собственных исследований
Эксперимент проводился в 2 этапа. Первый этап (декабрь) - констатирующий, где исследовался уровень сформированности воображения. Анализ результатов по методике "Свободный рисунок" показал, что в большинстве работ (14 рисунков исследуемой старшей группе А, т.е.70% от общего числа работ, и 15 рисунков контрольной старшей группе ...

Эмпирическаякспериментальная часть работы
Итак, перейдём к экспериментальной части нашего исследования. Она включает в себя решение ряда задач, для достижения цели курсовой работы (создания эффективного тренинга клиент - центрированного взаимодействия для сотрудников центров здоровья и красоты (иных предприятий, относящих себя к данной сфере услуг). После тщательного анализа л ...

Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
К семи годам, т.е. ко времени поступления в школу, глухие дети при благоприятных условиях обучения и развития овладе­вают речью настолько, что могут выражать свои мысли и жела­ния, пользуясь простыми распространенными предложениями, содержащими помимо главных членов второстепенные — опре­деления, дополнения и обстоятельства. Например, п ...