Информация » Психология трудовой экспертизы » Методы проведения экспертизы

Методы проведения экспертизы

Экспертиза основывается на изучении реальных материалов происшествия, на экспериментальном его моделировании, расшифровке записей самопищущих приборов (средств объективного контроля), магнитофонных записей переговоров, сборе информации от очевидцев, участников и специалистов, изучении сохранившихся фрагментов (обломков) техники, анализе характера ранений и повреждений личного состава, проверке технической и конструкторской документации (чертежей, расчетов, инструкций и наставлений по эксплуатации и боевому применению), материалов личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов руководителей полетов и т.д.), материалов экспериментально-психологического обследования и другой информации.

Инженерно-психологическая экспертиза техники и оружия

включает в себя:

Экспертные оценки

- количественные или порядковые (ранговые) оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственным измерениям. Основываются на суждениях специалистов.

К числу методов психологической экспертизы относятся как традиционные методы психологических исследований (беседа, наблюдение, эксперимент, бланковые и компьютерные тесты и т.д.), так и специфические методы (метод экспертных оценок, метод парных сравнений), изучение материалов личного дела (характеристик, автобиографии, летной и медицинской книжек, журналов руководителей полетов и т.д.), материалов экспериментально-психологического обследования, карты профессиональ-ного психологического изучения летчика и штурмана, расшифровка записей магнитофонных переговоров в полете и другой информации.

Метод независимых экспертных оценок -

метод, предполагающий вынесение суждений (оценок) несколькими экспертами, каждый из которых не имеет ни знаний об оценках других экспертов, ни возможности повлиять на их оценки.

Метод парных сравнений -

при парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре объектов наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект I - объект 2, объект 2 - объект 3 и т.д.) или в форме матрицы.

В результате сравнения объектов в каждой паре эксперт высказывает мнение о важности того или иного объекта, то есть отдает одному из них предпочтение. Иногда эксперты приходят к выводу об эквивалентности каждого из объектов пары. Упорядочение в каждой паре объектов, безусловно, не дает сразу упорядочения всех рассматриваемых объектов, поэтому необходима последующая обработка результатов сравнения. Наиболее удобно осуществлять парные сравнения и их обработку, используя в качестве инструмента матрицы.

В отдельных случаях при большом количестве исследуемых объектов на результаты парного сравнения оказывают влияние психологические факторы, то есть предпочтение порой получает не тот объект, который действительно предпочтителен перед другими, а тот, который в перечне пар записан первым или находится по расположению в матрице выше сравниваемого. Поэтому иногда для исключения психологического влияния проводят двойное парное сравнение, то есть еще раз осуществляют парное сравнение, но только при обратном расположении объектов и соответственно объектов в каждой паре.

Метод парных сравнений очень прост и он позволяет исследовать большее количество объектов (по сравнению, например, с методом рангов) и с большей точностью.


Выводы по проблеме коррекции психического развития в зарубежной психологии
Подводя итоги рассмотрения проблемы коррекции психического развития в зарубежной психологии, подчеркнем два противоречивых положения, требующих учета в практике реальной консультативной работы. С одной стороны, теоретической основой коррекционной практики являются антиисторизм в понимании психического развития, биологизация его закономе ...

Критерии зависимого расстройства личности по DSM-III-R
Тотальный паттерн зависимого и покорного поведения, возникающий в ранней взрослости и проявляющийся в различных контекстах, на что указывают по крайней мере пять признаков из следующих: 1) неспособен принимать повседневные решения без большого количества советов или поддержки окружающих; 2) позволяет другим принимать за себя большинст ...

Общение со взрослыми в дошкольном возрасте
Этот период описывается как время овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, а также игровые и реальные отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего количества вещей, открывает для себя «двойственную природу рукотв ...