Информация » Психическое развитие детей с церебральным параличом » Невротические расстройства у детей с церебральными параличами

Невротические расстройства у детей с церебральными параличами
Страница 4

То же происходит в семьях, в которых бабушка безмерно балует ребенка, отец пытается жесткими мерами «вылечить его и воспитать настоящего мужчину», а мать заботится о «гармоничном развитии личности», пытается обучать музыке и языкам.

Постоянная непредсказуемость ситуации — вот частая причина повышенной тревоги. Попытки предугадать, что ожидает, заставляет верить в приметы, придумывать собственные («Если первая машина, которая проедет за окном, будет светлой, мама не будет сегодня ругаться, а если темной .»).

Повышенная тревога у детей часто бывает в семьях, имеющих тайну. Например, родители находятся в процессе развода, но скрывают это от ребенка, поддерживая между собой вполне корректные отношения, или ребенку не говорят о серьезности болезни кого-нибудь из близких. В любом случае ребенок чувствует гнетущую атмосферу в семье, как правило, понимает, что ему чего-то не говорят, тревожится за будущее благополучие семьи и собственное.

Повышенный уровень тревоги у детей с церебральными параличами растет с возрастом, по мере приближения необходимости пытаться найти возможность обучения какому-нибудь ремеслу, по мере осознания проблематичности создать когда-нибудь свою семью. То есть его пугают неясные перспективы.

Навязчивости могут проявляться в эмоциональной сфере (навязчивые страхи), в сфере мышления (навязчивые идеи) и в сфере движений (навязчивые ритуалы). Возможны различные сочетания проявлений навязчивостей в разных сферах. Объединяет все навязчивости критическое отношение больного к ним, непонимание их психологического смысла, тщетные попытки справиться с ними. Понимая необоснованность страхов, глупость навязчивых мыслей, нелепость ритуалов, больной борется с ними, но чем интенсивнее борьба, тем сильнее тревога, тем более выражены их проявления. Чтобы справиться с тревогой, ребенок часто на бессознательном уровне формирует ритуалы, смысла которых не понимает сам и не может объяснить взрослым. Специалист - абилитолог должен уметь понимать их символический смысл.

Ритуалы могут быть связаны с агрессией, направленной на себя (аутоагрессией). К ним относятся: обгрызание ногтей, покручивание и выдергивание волос, обдирание заусениц, расцарапывание и расчесывание кожи, покусывания губ, легкие и не очень удары, наносимые себе, и тому подобные действия. Таким образом ребенок как бы заранее наказывает себя. Он бессознательно надеется, что после этого символического наказания себя судьба (природа, случай, Бог, Провидение) будет более милостива к нему. Все закончится благополучно: задачка на контрольной решится, хулиганы не пристанут, мама не заметит разбитой чашки и т. п.

Другие ритуалы можно связать с попытками больных противостоять тревоге, демонстрируя свою силу. Дети бессознательно пытаются отпугнуть опасность, побороть ее. К таким ритуалам относятся навязчивые сплевывания, отмахивания, подергивания головой, постукивания по предметам и т. п.

Следующую группу ритуалов объединяют попытки больного вытеснить тревогу, вызывая у себя приятные эмоции. К ним относятся навязчивые облизывание губ, сосание языка, ковыряние в носу, поглаживание себя, иногда эрогенных зон, и другие действия.

Ритуалы могут представлять собой действия, когда-то позволившие больному справиться с трудной ситуацией, приведшие его к успеху. Тогда их отличает большое разнообразие и, как правило, алогичность. Например, если больной споткнулся и это совпало у него с какой-то удачей (получил хорошую оценку), то, попав в ситуацию, исход которой неочевиден, он бессознательно повторит это движение, немного снизив при этом уровень тревоги. Так именно ритуалы нередко помогают больным справиться с навязчивыми идеями или страхами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Самооценка личности
Свойство человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда – неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «я». Юноши и девушки придают значение тому, насколько их тело и внешность соответствует стереотипному образцу «маскулинности» или «феменинности» При этом юношеский э ...

Предмет и задачи экспериментальной психологии
Под экспериментальной психологией понимают 1. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С. Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной ве ...

Установки и допущения, типичные для шизотипического расстройства личности
- Я похож на чужака в пугающем окружении. - Так как мир опасен, нужно всегда быть начеку. - Люди доберутся до вас, если смогут. - На все есть причины. Ничто не происходит случайно. - Иногда внутреннее чувство подсказывает мне, что должно произойти. - Отношения с людьми опасны. - Я дефектен. ...