Психика, поведение и деятельностьСтраница 2
Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.
Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:
Ø сенсорный момент реакции – процесс восприятия;
Ø центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
Ø моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения;
Ø сенсорные коррекции движения (обратная связь).
Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека.
Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.
Интериоризация – это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.
Экстериоризация – это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.
Развитие психики в филогенезе
Понятие "филогенез" в психологии в самом широком смысле рассматривается как процесс возникновения и исторического психики и поведения животных, в более узком — как процесс и исторического развития форм сознания в ходе истории человечества.
Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновение психики следующий: психика — результат движения, изменения, р вития материи. Хорошо известно, что движение есть способ материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ей присущее. существует материи неподвижной, неизменной, пребывающей в абсолютном покое.
С другой стороны, вся материя, в том числе и неживая, обладает всеобщим качеством — отражением. Под отражаем понимается способность материи отвечать на воздействия. Фон отражения зависят от форм существования материи.
В неживой материи движение может быть механическим, или химическим. В соответствии с этим и формы отражены выступающие в виде взаимодействия, будут механические, физические, химические.
Для живой материи характерны качественно новые формы и соответственно новые, биологические формы отражения этапе развития живой материи возникает психика как новая форма отражения.
Принципиальные различия форм отражения живой и нежив материей предполагают наличие какого-то качественно нового свойства, отличающего живую материю от неживой. Таким свойством Является саморегулирование. Саморегулирование означает, что жив организм избирательно, активно относится к внешним раздражи. Причем избирательность и активность живого организма не только внешними воздействиями, но и внутренним. (Если животное голодно, оно начинает активно искать , чтобы поддержать жизнедеятельность.) ,В результате длительной эволюции материи у живых появились и развились многочисленные биологические формы раздражимость (тропизмы), инстинкты, формы поведения и высшая форма отражения.
Элементарная раздражимость имеется у простейших, организмов, которые на воздействия внешней среды. Внешне элементарная раздражимость проявляется формах: притягивание, приближение, вызываемые воздействиями, и отталкивание, избегание при воздействиях. При этом сила и характер ответных реакций не только от силы и особенностей внешнего воздействия, но и состояния живого организма. Сытая амеба не на пищу.
Функции переговоров
В зависимости от целей участников выделяют различные функции переговоров, подробно проанализированные М.М.Лебедевой. Главной функцией переговоров является поиск совместного решения проблемы. Это то, ради чего, собственно, и ведутся переговоры. Сложное переплетение интересов и неудачи в односторонних действиях могут подтолкнуть к началу ...
Детская агрессивность и ее причины
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
У детей, как и у взрослых, существует две формы прояв ...
Факторы, влияющие на эмпатийность
К. Мерфи было доказано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним, интенсивность стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), от предыдущего опыта эмпатии. Развитие эмпатии напрямую связано с изменением темперамента у ребенка, его эмоциональной возбудимости, а ...