Информация » Основные подходы к анализу и коррекции истероидов » Взаимосвязь личностных и речевых изменений в процессе восстановления нарушенного речевого общения (на примере семейной групповой логопсихотерапии)

Взаимосвязь личностных и речевых изменений в процессе восстановления нарушенного речевого общения (на примере семейной групповой логопсихотерапии)
Страница 1

В отечественной психологии категории «общение», «речь», «личность» рассматриваются во взаимодетерминации: на протяжении всей жизнедеятельности человека общение является одним из ведущих факторов развития личности; в свою очередь личность, являясь источником общения, вносит в него субъективные и объективные изменения, направляя и изменяя его, добиваясь запланированных результатов. Речь принято рассматривать как своеобразную речевую, речемыслительную или текстовую деятельность и в настоящее время идет активная разработка коммуникативного подхода к анализу речи, заложенного в работах Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева (И А.Зачесова, Н.Д.Павлова, Т.Н.Ушакова и др.). Развитие речи (как и любой другой психической функции) всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им (Л.С.Выготский). Характер речевого поведения, форма и содержание речевой деятельности определяются личностными особенностями говорящего (Н.А.Алмаев, И.А.Зимняя, Н.А.Фомина).

Нарушение соотношения «личность-речь-общение» особо ярко проявляется при логоневрозах (в частности, таком нарушении речи, как заикание, которым страдает 2,5-3% населения). В рамках психологического аспекта изучения логоневроза (И.Ю.Абелева, Л.З.Андронова, Т.А.Болдырева, Ж.М.Глозман, Б.З.Драпкин, Н.Л.Карпова, Ю.Б.Некрасова, Е.Ю.Рау, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский и др.) показано, что он создает препятствия не только для свободного речеговорения, но ведет к невротическим расстройствам личности, нарушает ее деятельность на всех уровнях: коммуникативном, интерактивном, перцептивном. Сложность и многоаспектность проблемы взаимовлияния личности и речевого общения при логоневрозе обусловливает междисциплинарный статус ее исследования и вызывает необходимость системного подхода к анализу речевого общения в его взаимосвязи с личностью человека как субъекта и объекта общения, вскрывая общие механизмы личностного развития (Б.С.Братусь).

Для изучения взаимосвязи речевых и личностных характеристик заикающихся мы провели формирующий психолого-педагогическй эксперимент в форме семейной групповой логопсихотерапии, основанной на системном подходе к восстановлению нарушенного речевого общения с учетом компенсаторных и гиперкомпенсаторных возможностей личности. Данная система выстроена на методике групповой логопсихотерапии Ю.Б.Некрасовой, в основе которой метод эмоционально-стрессовой терапии К.М.Дубровского. В исследовании участвовали дети, подростки и взрослые от 8 до 45 лет с нарушенным речевым общением в форме логоневроза (37 человек), а также их родители и родственники, выпускники логопсихотерапевтических групп (всего 135 человек).

Проведенное исследование позволило выявить взаимосвязь изменений личности и речевого общения и их взаимообусловленность и взаимовлияние в ходе социореабилитационного курса, что проявляется в следующих особенностях:

1. Соотношение речевых и личностных особенностей, связанных с речевым общением, у заикающихся не всегда коррелирует между собой: выявлены 3 основных группы заикающихся со сходным по признаку равнозначности соотношением речевых и личностных нарушений (легкие, средние, тяжелые) и 2 группы по признаку неравнозначности соотношения речевых и личностных проблем - тяжесть личностных проблем, связанных с речевым общением, выше тяжести речевых проблем, либо тяжесть речевых проблем превышает личностные проблемы.

2. Речевые и личностные изменения, происходящие у заикающихся в процессе семейной групповой логопсихотерапии, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведущими в восстановлении коммуникативно-речевой деятельности являются личностные изменения, связанные с речевым общением.

3. Соотношение личностных и речевых изменений заикающихся имеет свою специфику на каждом этапе социореабилитации: на I (пропедевтическом) ведущая роль принадлежит личностным изменениям, которые подготавливают психологическую почву для дальнейшего личностно-речевого развития; на II этапе (в ходе сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии) мотивационно-личностный «взрыв» определяет «рождение новой речи»; на III и IV этапах социореабилитации «выравнивается» значимость личностных и речевых изменений, а затем личностные изменения становятся определяющими в дальнейшей самостоятельной работе над речью.

Страницы: 1 2


Характеристика процесса понимания человека человеком
По данным Саймондса и Холландера правильное понимание человека как личности образуется у общающихся с ним людей при не очень длительном и, главное, при не очень тесном знакомстве. На характер оценки человека как личности другими влияет то, насколько много информации этот человек вольно или невольно представляет о себе людям, для которых ...

Сосудистая деменция: факторы риска
Сосудистая деменция развивается главным образом под воздействием целого спектра сосудистых факторов, к которым медики относят: повышенное или пониженное артериальное давление, атеросклероз, повышенное содержание липидов, ишемическая болезнь сердца, сахарный диабет, аритмии, патология сердечных клапанов, васкулиты, повышенный уровень гом ...

Понятие клиент - центрированного подхода
В. Кюппер постулирует необходимость индивидуального подхода клиенту , продавец должен подстраивать своё поведение к клиенту [с.8, 41], т.к «стандартное и одинаковое отношение ко всем клиентам не позволяет добиться положительных результатов».В. Кюппер [c.6, 41] подчёркивает необходимость учёта, распознания потребностей клиента, умения вы ...