Информация » Культура как проблема психоанализа (З.Фрейд) » Культурологическая концепция Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений

Культурологическая концепция Фрейда. Роль культуры в развитии социальных отношений

По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-

ентирован на изучение и излечение психики индивидов,

но он с самого начала заключал в себе тенденцию объ-

яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют ПокерОк Ютуб

сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

альными нормами нравственности и права, возникшими на

заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-

яснить как, почему, при каких условиях они возникли,

утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было

привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

дить об общем развитии человечества по своему опыту,

приобретенному . на пути изучения душевных процессов

отдельных лиц за все время их развития от детского

возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-

ристики с отдельного человека на все человечество,

Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции

общества.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

чество психологические черты не просто индивида, а

невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-

шей или меньшей степени являются невротиками. Во-вто-

рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии

проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

ется характерной и для первобытного человека. Через

нее проходят все народы в своем культурно-историческом

развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

человечества является отречением от природных

страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-

тарное наслаждение нашему "Я".

Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин

"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-

начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-

ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

"она охватывает все приобретенные людьми знания и

способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

бывать блага для удовлетворения человеческих потреб-

ностей", и в то же время она включает все институты,

регулирующие отношения между людьми, в особенности

распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

тикультурные традиции и что эти стремления у значи-

тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-

ляют их поведение среди других.

Можно сказать, что человек как бы находится между

двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

бавится от нее); с другой стороны, культура защищает

его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать

все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

туры в пользу своих наслаждений, то он лишается защи-

ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

грузом ложится на его психику. В какую же сторону

склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

этом так: "В силу этого всякая культура должна быть

построена на принуждении и на отказе от влечений, и

при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-

териальных интересов передвинут на психику. Решающим

является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить

для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от

своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие

им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о

том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

ности в культуре.


Длительность программы
Комплексная коррекционно-развивающая программа для детей от 2 до 3 лет, имеющих особенности в развитии рассчитана на семь месяцев работы в режиме 2 раза в неделю по 2 часа. Всего запланировано 54 встречи и 3 встречи для вводной и итоговой диагностики. Во время данных встреч запланировано структурно организованных занятий: – познаватель ...

Общая характеристика детско-родительских отношений
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Первым научным направлением, изучающим детско-родительские отношения, был классический психоанализ. Именно психоанализ стал определяющим направлением развития основных концепций детского развития, ...

Формирование Я–концепции
Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однак ...