Сюжетно-ролевая игра.
Страница 1

а) Строение игры.

Игра имеет определенную тему. Дети играют в «семью», «поликлинику», «путешествия», «зоопарк» и прочее. Все это – разные темы игр. Большей частью тема игры берется из окружающей действительности, но часто возникают игры на сказочные темы ( « в Вини - Пуха», « в Белоснежку» и др.).

В соответствии с темой строится сюжет игры – это те события, которые изображаются в игре. Сюжеты игр ( за исключением самых примитивных ) включают обычно определенную последовательность событий: мама кормит дочку, затем ведет ее гулять, укладывает спать и т.д. Игры на одну и ту же тему могут иметь разные сюжеты. Например, игра в «семью» в одних случаях может включать изображение стирки, уборки, а в других – прогулки, приема гостей и др.

Разыгрывая тот или иной сюжет игры. Ребенок берет на себя определенную роль – мамы, летчика, врача и др. Как правило в играх бывает не одна, а две или больше ролей. Иначе невозможно передать даже несложный сюжет – нельзя изображать маму. Если у нее нет дочки, или доктора, если ему некого лечить. Когда ребенок играет один, он берет на себя одну роль, а другие раздает игрушкам – куклам, игрушечным животным. В совместной игре, имеющей несколько участников, роли распределяются между детьми. Они делятся на главные и второстепенные. Главная роль – роль человека, который по сюжету игры руководит другими. Это – роль мамы (или папы) в семье, доктора в поликлинике, капитана на корабле.

Роль – это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее. Начинает придумывать сюжет игры.

В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Роли выполняются при помощи игровых действий. Доктор «выслушивает больного», делает ему «укол», дает указания о режиме. Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и др.), а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и т.п.).

В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.

В игровых действиях используется игровой материал. Это – игрушки и другие предметы, при помощи которых ребенок разыгрывает роль. Главная особенность игрового материала в том, что предметы используются в игре, как правило, не в своем собственном значении, а как заместители других, настоящих предметов.

Хотя игра допускает достаточно свободное использование игрового материала, предметы-заместители совсем не обязательно должны быть похожи внешне на те настоящие предметы, которые ими изображаются. Выбор этого материала имеет большое значение. Во-первых, определенные игрушки, особенно если они представляют собой тематический набор («Доктор Айболит», «Парикмахерская» и др.), могут наталкивать детей на выполнение соответствующей роли, выбор темы и определение сюжета игры. Во-вторых, Игровой материал должен обязательно давать возможность выполнения с ними игровых действий. Когда детям предлагали поиграть в игру, где целая спичка должна была изображать маму-медведицу, половинка спички – ее сына Мишутку. А спичечный коробок – его постельку, они охотно соглашались. Однако предложение сделать Мишуткой коробок, а постелью – спичку вызвало решительные возражения: «Так не бывает».

Страницы: 1 2 3


Цель тренинга
Основная цель тренинга - обучение адекватным способам эффективного разрешения конфликтов путем осмысления содержания конфликтной ситуации и оптимизации личного поведения. Программа тренинга в основном базируется на идеях поведенческого коммуникативного тренинга, однако в нее входят и некоторые элементы работы с личностью участников груп ...

Клиническое применение. Параноидное расстройство личности
«Параноидным» подходом к жизни характеризуются три различных расстройства. Диагнозы DSM-III-R шизофрении параноидного типа (ранее — параноидная шизофрения) и бредового (параноидного) расстройства (прежде — параноидное расстройство) характеризуются постоянными параноидными идеями, в то время как параноидное расстройство личности (ПРЛ) от ...

Гистрионное расстройство личности
Понятие «истерия» имеет долгую историю, охватывающую более чем четыре тысячи лет (см. резюме в книге: Vieth, 1977). Использование этого термина вызывает споры, и понятие «истерия» было отвергнуто феминистками как сексистский ярлык, часто использовавшийся, чтобы принизить значение женских проблем всякий раз, когда они предъявляли жалобы, ...