Введение

Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности – теории личности Ф.Е. Василюка (на основе работы «Психология переживания», в которой автор выводит 4 основные жизненные мира личности) и теории личности З.Фрейда. Также автор попытается выразить свое индивидуальное отношение к вышеперечисленным теориям и описать свой доминирующий жизненный мир, на основе концепции Ф.Е. Василюка.

Сначала лучше всего будет перечислить основные принципы двух теорий для упрощения анализа. Первой в работе представлена теория Василюка, ее основные положения. Затем – теория З.Фрейда.

После этого следует попытка сравнения представлений о личности в теориях и выводы.

Ф.Е.Василюк в работе «Психология переживания» вводит понятие переживания как внутренней деятельности по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней, смысловой разрешенности действия.

Необходимость в переживании возникает у субъекта в особых, критических жизненных ситуациях, при невозможности жить как раньше, при невозможности реализовывать внутренние необходимости своей жизни, как некая восстановительная работа, задача добывания осмысленности, поиска источников смысла дальнейшей жизни.

Переживание является особой деятельностью, соотносящей субъекта с миром. Оно использует для своих целей мышление, воображение, память, эмоции человека и т.д. Эта работа не может быть проделана извне. Человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства своей жизни, породившие кризис.

Процесс переживания и его характеристики зависят как от внешнего мира (восприятия его субъектом), так и от внутреннего мира самого субъекта, ибо процесс переживания - это работа по примирению внутреннего и внешнего в условиях их противоречия.

Типология жизненных миров

3 Kb

Психологический мир не знает ничего непсихологического, в нем не может появиться ничего инородного, относящегося к иной природе. Однако в психологическом мире время от времени обнаруживаются особые феномены (в первую очередь трудность и боль), которые хотя и являются полностью психологическими и принадлежат исключительно жизненной реальности, но в то же время как бы кивают в сторону чего-то непсихологического, источником чего данный жизненный мир быть не мог. Подобного рода феномены могут быть условно названы "пограничными", они конституируют внешний аспект жизненного мира, как бы закладывают основу, на которой вырастает реалистичное восприятие внешней действительности.

Под внутренним аспектом психологического мира (или внутренним миром) подразумевается внутреннее строение жизни, организация, сопряженность и связанность между собой отдельных ее единиц. Простота, строго говоря, должна пониматься как отсутствие надорганической структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни.


Место этнопсихологии среди других наук
Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений. Сам термин этнопсихология не является общепринятым в мировой науке, многие ученые предпочитают называть себя исследователями в области &qu ...

Идеальная цель воспитания
История знает личности, феноменально развитые в ка­кой-то одной области: П. Чайковский - в музыке, И. Репин - в живописи, А. Эйнштейн - в математике, И. Курчатов - в физике и т.д. Можно привести примеры, когда в одной личности сочетаются почти равные достижения в несколь­ких направлениях - Леонардо да Винчи - художник, мате­матик, механ ...

Разработка портфеля компетенций под задачи тренинга
На основе данных, полученных в ходе беседы с заказчиком, интервью со специалистами первой смены, а так же анализа соответствующей проблематике литературы, был составлен цикл рабочего дня специалиста центра. Поскольку метод наблюдения в данной ситуации (работы сотрудников салона с клиентами) невозможен в силу этических соображений мы бы ...