Введение

Данная работа представляет собой попытку теоретического исследования и анализа двух известных теорий личности – теории личности Ф.Е. Василюка (на основе работы «Психология переживания», в которой автор выводит 4 основные жизненные мира личности) и теории личности З.Фрейда. Также автор попытается выразить свое индивидуальное отношение к вышеперечисленным теориям и описать свой доминирующий жизненный мир, на основе концепции Ф.Е. Василюка.

Сначала лучше всего будет перечислить основные принципы двух теорий для упрощения анализа. Первой в работе представлена теория Василюка, ее основные положения. Затем – теория З.Фрейда.

После этого следует попытка сравнения представлений о личности в теориях и выводы.

Ф.Е.Василюк в работе «Психология переживания» вводит понятие переживания как внутренней деятельности по принятию фактов и событий жизни, по установлению смыслового соответствия между сознанием и бытием, обретению внутренней, смысловой разрешенности действия.

Необходимость в переживании возникает у субъекта в особых, критических жизненных ситуациях, при невозможности жить как раньше, при невозможности реализовывать внутренние необходимости своей жизни, как некая восстановительная работа, задача добывания осмысленности, поиска источников смысла дальнейшей жизни.

Переживание является особой деятельностью, соотносящей субъекта с миром. Оно использует для своих целей мышление, воображение, память, эмоции человека и т.д. Эта работа не может быть проделана извне. Человек сам и только сам может пережить события, обстоятельства своей жизни, породившие кризис.

Процесс переживания и его характеристики зависят как от внешнего мира (восприятия его субъектом), так и от внутреннего мира самого субъекта, ибо процесс переживания - это работа по примирению внутреннего и внешнего в условиях их противоречия.

Типология жизненных миров

3 Kb

Психологический мир не знает ничего непсихологического, в нем не может появиться ничего инородного, относящегося к иной природе. Однако в психологическом мире время от времени обнаруживаются особые феномены (в первую очередь трудность и боль), которые хотя и являются полностью психологическими и принадлежат исключительно жизненной реальности, но в то же время как бы кивают в сторону чего-то непсихологического, источником чего данный жизненный мир быть не мог. Подобного рода феномены могут быть условно названы "пограничными", они конституируют внешний аспект жизненного мира, как бы закладывают основу, на которой вырастает реалистичное восприятие внешней действительности.

Под внутренним аспектом психологического мира (или внутренним миром) подразумевается внутреннее строение жизни, организация, сопряженность и связанность между собой отдельных ее единиц. Простота, строго говоря, должна пониматься как отсутствие надорганической структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни.


Характеристика процесса восприятия человека человеком
Основными процессами, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию, поступающую от другого человека, являются ощущение, восприятие, представление, мышление. В нашей работе мы рассмотрим процесс восприятия людьми друг друга. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, ...

Мышление
Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность человека, устанавливающая связи и отношения между различными объектами и явлениями социальной действительности. Интеллект – совокупность общих умственных способностей, определяющих успех человека при решении разнообразных познавательных задач. Интеллект любого челов ...

Теоретические проблемы исследования невербальных особенностей речи человека. Невербальное поведение: структура и функции
Невербальное поведение связано с внутренним миром личности. Функция его не сводится к сопровождению её переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это ещё один из способов диагностики у ...