Информация » Экспериментальная психология » Основные способы познания и освоения действительности

Основные способы познания и освоения действительности
Страница 1

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к действительности. Результатом познавательного отношения являются знания. Знания необходимы человеку не только для ориентации в окружающем мире, но и для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки новых знаний.

Существует два основных этапа познания: чувственное и абстрактное. Чувственным познание называется потому, что для познания объектов на данном уровне необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение и восприятие материальных объектов. Ощущен6ие и восприятие являются первичными формами познавательного процесса. Именно на их основе, благодаря им осуществляется контакт человека с миром материальных объектов. Абстрактным познание называется потому, что при таком познании не задействованы органы чувств, а используются другие анализаторы (например: слуховой и зрительный).

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды называются познавательными процессами.

Познание – обусловленный развитием общественно–исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире. Специально организованное познание составляет сущность учебно-воспитательного процесса. Познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему.

Каждый из познавательных процессов имеет свои характеристики. Протекая одновременно эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков и запахов, а как единый целостный объект. Все знания самого высокого порядка, включая знания об устройстве мира, являются результатом интеграции знаний получаемых с помощью познавательных психических процессов различного уровня. К основным познавательным процесса относятся: ощущение, восприятие, мышление, память.

Ощущение – отражение (самое простое) свойств предметов при непосредственном воздействии на рецепторы. Результатом процесса ощущения является возникновение сенсорного образа. Наше поведение и работоспособность во многом зависит от слуховых (акустических), и зрительных (визуальных) ощущений. Восприятие – формируется благодаря взаимодействию нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц. Тесно связано с мышлением. Если у человека развито восприятие, то у него развита наблюдательность и память. Восприятие – это активный процесс, использующий информацию для того, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем богаче у него знаний, тем больше он увидит в предмете или другом человеке – партнере по общению. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию, передают ежесекундно ее огромный поток. Если бы человек лишился органов чувств, он не смог бы общаться, избегать опасности.

Память – психофизический процесс, материальной основой которого является мозг и нервная система. Однако память неразрывно связана со знаниями, прошлым опытом, эмоциями. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса. Основные характеристики внимания – концентрация, устойчивость, распределение, переключаемость и объем. Концентрация – сосредоточенность. Устойчивость – длительное привлечение внимания к одному предмету или объекту. Распределение – способность человека одновременно концентрироваться на нескольких объектах, что дает возможность делать сразу несколько дел.

Страницы: 1 2


Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии
1. Структурная интеграция (рольфинг) Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха. По мнению Рольф, хорошо функционирующее тело остается прямым и вертикальным с ...

Заключение.
Психология изучает закономерности психического развития человека. Без знания основных этапов эволюции и развития психики невозможно знание научных основ психологии. Невозможно понять, как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление. Изучение сущности и закономерностей ...

Возможные признаки пограничного расстройства личности
При предъявлении проблем и симптомов: 1) разнообразный набор проблем и симптомов, которые могут меняться каждую неделю; 2) необычные симптомы или необычные комбинации симптомов; 3) интенсивные эмоциональные реакции, которые непропорциональны ситуации; 4) саморазрушительное поведение и склонность наказывать себя; 5) импульсивное, пл ...