Информация » Сравнительный анализ концепций Ф.Е.Василюка и З.Фрейда » Тип 4: внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир

Тип 4: внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир

В четвертом типе жизненного мира деятельность субъекта осложнена и внутренними колебаниями (знакомая по прошлому случаю борьба мотивов), и внешними трудностями, которые могут тормозить реализацию выбранного действия, соблазняя субъекта бросить это нелегкое дело, пересмотреть сделанный выбор, и переключиться на другое, более легкое действие, мотив.

Внутренней необходимостью для человека в данном случае является реализация своего жизненного замысла, того, что им ощущается как дело жизни, призвание.

Основным новообразованием, помогающим справиться с трудным и сложным миром, является воля. Одна из основных функций воли состоит в том, чтобы не дать борьбе мотивов остановить или отклонить активность субъекта.

Воля служит не одной какой-либо деятельности, а строительству всей жизни. Ее назначение состоит в воплощении замысла человека о себе, о своей жизни, воплощении жизненного творчества. Воля постоянно следит за возникающими в ситуации внешними и внутренними возможностями и требованиями, оценивает их.

Для волевого поведения характерно осознанное соотнесение реализуемой деятельности (ситуативного) со всем замыслами, целями, планами, намерениями, обязательствами, ожиданиями личности, тем, что не входит в данную пространственно-временную ситуацию (надситуативным).

Специфической критической ситуаций для данного мира является кризис, когда реализация своего жизненного замысла становится для человека невозможной.

Характерный для данной ситуации вид переживания называется творческим переживанием. Творческое переживание является работой по самосозиданию, самостроительству. Оно восстанавливает утраченную возможность жить и действовать.

В ситуации, когда невозможными стали лишь прежние формы реализации жизненного замысла, в процессе творческого переживания человек проясняет для себя внутреннюю суть своего жизненного замысла и ищет новые формы практической реализации своих идеальных ценностей, оформляя новый конкретный жизненный замысел.

Возможны ситуации, когда опыт осуществления человеком своего жизненного замысла полностью дискредитирует и сам замысел, и ценностную систему личности, на которой он был основан. Тут работа творческого переживания включает в себя и создание новой системы ценностей, и создание новой целостности своей истории жизни и нового образа себя, и в искоренении всего связанного с прежними, отвергнутыми ценностями, и, наконец, в чувственно-практическом воплощении нового идеала.

Обобщая вопрос об отношении субъекта к реальности в случае разных типов переживания, Ф.Е.Василюк делает следующие заключения.

Гедонистическое переживание игнорирует реальность, искажает и отрицает ее, формируя иллюзию удовлетворенности и сохранности нарушенного содержания жизни.

Реалистическое переживание принимает реальность как она есть, приноравливая к ней динамику и содержание потребностей субъекта.

Ценностное переживание пытается обезоружить реальность идеальными процедурами, превращая его в предмет интерпретации и оценки. Совершившееся событие лишь идеально преображается ценностным сознанием.

Творческое переживание отличается чувственно-практическим отношением к реальности.

В реальной жизненной ситуации человек может использовать разные виды переживания или какие-либо их комбинации. Использование разных видов переживания в одной ситуации приведет, соответственно, к разным результатам.


Психологическая структура взаимопонимания
В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов. Во-первых, взаимопонимание — это согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания — природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания всегда является и фрагме ...

Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников
Влияние проведенных нами песочных игротерапевтических занятий на отношения между младшими школьниками с нарушениями интеллекта мы решили проверить повторным социометрическим исследованием (таблица 2). Таблица 2 Таблица межличностных выборов учащихся 1 кл. № п/п ФИО 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. ...

Проблемы молодой семьи, приводящие к дезадаптации.
Материально проблемы. Финансовая проблема. Бюджет складывается из зарплаты (зарплаты молодого специалиста, стипендии), пособия на ребенка; вторичные заработки непостоянные и минимальные; помощь родителей. Данные 1990 г., приведённые Институтом молодежи, показали важность помощи родителей: 11 % не смогли бы прожить без нее; 20 % стали х ...