Информация » Коррекция психического развития в дошкольном возрасте » Пути коррекции психологических трудностей дошкольника

Пути коррекции психологических трудностей дошкольника
Страница 2

Коррекция развития памяти в дошкольном возрасте направлена на становление общей структуры мнемической деятельности ребенка – выделение особых задач запоминания и воспроизведения прошлого опыта, а также формирование внешнего опосредования.

Коррекция развития внимания определяется задачами становления умения ребенка контролировать свою деятельность.

Готовность ребенка к школьному обучению – сложное системное образование, включающее помимо предметно-специфической готовности собственно психологическую готовность: личностную готовность, предполагающую сформированность социальных и познавательных мотивов и определенный уровень развития общения; развитие произвольности как умения ребенка планировать, регулировать и контролировать свою деятельность в соответствии с принятым образцом; определенный уровень развития наглядно-образного мышления и начальных форм дискурсивного.

Формирование собственно психологической готовности ребенка к школьному обучению составляет закономерный итог дошкольного развития и как бы результирует в себе основные достижения возраста. Тем не менее при определении задач и путей коррекции психологической готовности ребенка к школе представляется важным выделить 2 специфические задачи: 1) коррекцию внутренней позиции ребенка в направлении осознания и принятия позиции школьника; 2) формирование общей способности ребенка к обучению.

Коррекция внутренней позиции требует создания психологических условий, обеспечивающих мотивационную готовность ребенка занять новую социальную позицию школьника.

Второй задачей коррекции психологической готовности к школе является формирование общей способности к обучению. В работах У. В. Ульенковой показаны пути и средства формирования общей обучаемости у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в результате педагогической запущенности на основе использования типичных для дошкольного возраста видов деятельности – изобразительной, конструктивной, занятий физкультурой. Структура общей обучаемости, по мнению автора, включает мотивационный и операционно-регулятивный компоненты.

Общая способность к обучению включает в себя способность адекватно действовать в ситуации учебной задачи, то есть способность принять задачу как учебную и овладеть общим способом ее решения.

Проблема дефицита организованности должна быть поставлена в более широком контексте как проблема недостаточности произвольной регуляции деятельности.

Недостатки произвольности поведения в старшем дошкольном возрасте также выступают как недостаточность волевого поведения, трактуемого в широком смысле как неумение преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели, а в узком – как несформированность моральной саморегуляции, осуществляемой на основе сознательного выбора мотивов в ситуации нравственного конфликта.

Таким образом, психологическими причинами неорганизованности поведения ребенка могут выступить несформированность основных блоков структуры деятельности: мотивационного блока – неумение выделить, осознать, принять и выдерживать цель действия; операционно-регулятивного блока – неумение планировать пути достижения цели как по содержанию, так и во времени; неумение контролировать действие и вносить необходимые коррективы по ходу его выполнения.

В основе дефицита организованности деятельности может лежать как одна из причин, так и их сочетание.

Задачи коррекции личностного развития в дошкольном возрасте имеют особо важное значение, поскольку именно в этот период происходит фактическое складывание личности ребенка.

Коммуникативные проблемы в зависимости от партнера по общению можно подразделить на трудности в общении в семье – с родителями, братьями, сестрами – и трудности общения вне семьи, в детском саду – с воспитателями, сверстниками.

Причиной нарастания конфликтов в общении с родителями могут быть кризисы нормального развития трех и семи лет, неадекватный тип воспитания в семье и, наконец, уже сформировавшиеся негативные личностные особенности самого ребенка. В зависимости от причин направленность и способы коррекции будут различны.

Основные этапы коррекции включают: родительский тренинг, организацию коррекционных игр ребенка с психологом, организацию совместных игр родителей с детьми на свободную тему и по заданному сюжету.

Психологическая адаптация, понимаемая как адекватное включение ребенка в новую социальную ситуацию, является важным фактором стабилизации социальной ситуации развития, существенно влияет на развитие личности ребенка. Проблема адаптации ребенка к детскому саду может рассматриваться как в контексте более общей проблемы депривации психического развития в детском возрасте , так и в контексте становления и совершенствования коммуникативной деятельности ребенка как условие вхождения его в новые социальные отношения.

Страницы: 1 2 3


Нарушения голоса
Одним из нарушений голоса, встречающихся у детей младшего школьного возраста, является дисфония. При дисфонии голос бывает слабый, хриплый. Если вовремя не обратить на это внимание, то нарушение может принять затяжной характер и привести к возникновению органических изменений в голосовом аппарате. К дисфонии может привести постоянное пе ...

Эмоции
Для пациентов с ПАРЛ обычными негативными эмоциональными состояниями являются гнев и раздражение. Это неудивительно, так как такие люди полагают, что от них требуют соответствия произвольным стандартам и что их неправильно понимают или недооценивают. Например, одна пациентка была недовольна тем, что указатели на улицах города слишком ма ...

Анализ результатов контрольного этапа
По окончании развивающего этапа (через 60 дней) нами был проведен контрольный эксперимент по определению влияния развивающих занятий на динамику развития воображения дошкольников в экспериментальной группе. Оценка результатов после проведенных занятий программы "Воображай-ка!" производилась с учетом сопоставления результатов ...