Оценка интеллектуально-познавательной сферы личности
Страница 1

Испытуемый – мужчина, 20 лет, студент колледжа

Исследовались: степень интеллектуального развития («Таблицы Равенна»), концентрация и устойчивость внимания (корректурная проба), зрительная ретенция (тест Бентона), объем долговременной ассоциативной памяти (заучивание слов), ассоциативное мышление.

Методика «Таблицы Равена» (Шкала прогрессивных матриц)

Тест был создан Равеном в 1936 году. В работе с тестом выявилось, что при решении включающихся в тест заданий выступают три основных психических процесса: внимание, воображение и мышление. Поэтому тест Равенна не считается сугубо интеллектуальным тестом. При решении заданий по таблицам Равенна большое значение имеет концентрация активного внимания, его объем и распределение. В частности, внимание является тем фактором восприятия, который создает установку для персептивной деятельности. С помощью теста Равенна исследователи судят скорее не об интеллекте, а о способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий, что имеет важное значение, так как он меньше учитывает приобретенные обследуемым в связи с образованием и жизненным опытом знания.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержаться задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном или нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением недостающей части матрицы.

Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матрицы. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е – основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающую фигуру можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Тест строго регламентирован по времени, а именно: 20 минут. О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Уважаемые товарищи! Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуется добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления». Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 минут подать команду: «Закрыть всем таблицы!». Собрать бланки и таблицы к ним, проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был поставлен номер обследуемого карандашом. Правильное решение каждого задания оценивается в 1 балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондентов. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии). Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в процентный. При этом по специальной шкале различают пять степеней интеллектуального развития:

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблема привлечения студентов к работе со специфическими целевыми группами
Сегодня в задачи клинической психологии входит не только решение актуальных проблем основных её отраслей (патопсихологии, нейропсихологии, психосоматики и т.д.), но и задачи профилактики девиантных форм поведения. Кафедра клинической психологии Южно-Уральского Государственного Университета совместно с ЧГБОФ «Береги себя» проводят профил ...

Формирование Я–концепции
Я–концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однак ...

Анализ результатов экспериментального исследования
На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации, тревожности и школьной мотивации пятиклассников в начале учебного года. В диаграмме на рисунке 1 мы видим, что большинство пятиклассников (60%) испытывают беспокойство, находясь в школе. Радость испытывают 36% детей. Треть учащихся испытывают сомнение (32%) и тревогу за буд ...