Оценка интеллектуально-познавательной сферы личности
Страница 4

Изучается анализ характера ассоциаций и скорости их образования, выявление значимых словесных реакций, их форм.

Обследуемому зачитывают заранее подготовленный ряд слов, лишенных какой-либо смысловой связи и предлагают на каждое услышанное слово отвечать как можно быстрее другим пришедшим в голову словом. Если необходимо проверить, может ли испытуемый следовать какому-либо определенному способу выполнения задания, инструкцию можно соответственно уточнить (например, предложить отвечать только существительными, словом-антонимом или родовым определением).

В протоколе опыта регистрируются время ответной реакции, характер слова-реакции. Обращают внимание на лаконичность речевых реакций, их соответствие слову-раздражителю или, наоборот, случайный характер, отсутствие видимой смысловой связи между словом-раздражителем и словом-ответом. Многословные ответные реакции свидетельствуют о неспособности выполнить инструкцию. Однако некоторые испытуемые, в основном отвечая одним словом, в ответ на недифференцированный для них словесный раздражитель дают многословный ответ.

Средний латентный период при исследовании здоровых составляет полторы секунды. У некоторых наблюдается особенно заметное увеличение латентного периода при воздействии недифференцированных для обследуемого словесных раздражителей. Однако это явление нельзя переоценивать, так как иногда аффективно значимыми неожиданно оказываются совсем другие слова. Поэтому включение в словесный эксперимент таких аффектогенных слов должно базироваться на тщательном изучении истории жизни, конфликтной жизненной ситуации, индивидуальных особенностей личности испытуемого.

Слово - Стимул

Логические реакции

Грамматические реакции

Центральные

Периферические

Сигматические

Парадигматические

Армия

долг

долг

Музыка

хорошо

хорошо

Болезнь

плохо

плохо

Рука

нужна

нужна

Гладкий

шероховатый

шероховатый

Свистеть

денег не будет

денег не будет

Сладкий

вкусный

вкусный

Окно

светло

светло

Спать

ночь

ночь

Погода

окно

окно

Дерево

лето

лето

Танцы

клуб

клуб

Врач

болезнь

болезнь

Нога

ходить

ходить

Мягкий

диван

диван

Петь

музыка

музыка

Горький

лимон

лимон

Дверь

выход

выход

Гулять

отдыхать

отдыхать

Ветер

холодно

холодно

Цветок

запах

запах

Праздник

радость

радость

Лекарство

болезнь

болезнь

Ботинок

обувь

обувь

Блестящий

группа

группа

Кричать

злиться

злиться

Соленый

огурец

огурец

Стена

тупик

тупик

Ходить

передвигаться

передвигаться

Солнце

лето

лето

Страницы: 1 2 3 4 5


От игры к учебе.
Шестилетние дети, обучающиеся по школьной программе, по своим психологическим качествам – еще старшие дошкольники. Основным видом деятельности для них продолжает оставаться игра. Управление деятельностью еще не достигает уровня, необходимого для систематического обучения школьного типа. Произвольное управление действиями, соблюдение пр ...

Принятие конструктивных решений
Для рассмотрения различных проблемных областей и оценки соотношения между выгодой и риском при различных выборах психотерапевты могут использовать структурированный формат. Для этой цели было разработано упражнение «Обзор выборов» (см. табл. 8.3). Части упражнения могут быть приспособлены для домашней работы или могут быть изменены, что ...

Желание и разум
Желание и разум: желание – это суть и правитель, в распоряжении которого есть множество слуг. А именно: советник по имени «разум» и рабы – практические исполнители, называемые «руки», «ноги», «глаза», «уши», «нос» и т.д. Необходимо понять, что желание – это единственное творение, и именно над ним мы должны работать. Это означает, что в ...