Информация » Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей » Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей как психо-социо-педагогический феномен

Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей как психо-социо-педагогический феномен
Страница 1

И в жизни человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции – своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций ребенок воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

Одной из характеристик субкультуры детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского, раннее детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни. Эмоциональная отзывчивость является внешним проявлением внутреннего состояния ребенка и выступает показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную ситуацию и принятия определенной социальной роли. Эмоциональный способ взаимодействия с окружающими людьми является для ребенка первичным и искренним, поэтому содержание и характер эмоциональных отзывчивости детей в раннем возрасте представляет особый интерес.

Эмоциями (аффектами, душевными волнениями) называют такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, они как и ощущение, имеют положительный и отрицательный чувственный тон, связаны с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении переходит в аффект радости.

Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенной мимике лица и изменениях пульса. При эмоциях телесные явления выражены гораздо реже. Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: улыбка, смех, громкая речь, оживленная жестикуляция (дети прыгают от радости), пение, блеск глаз, румянец на лице (расширение мелких сосудов), ускорение умственных процессов, наплыв мыслей, склонность к остротам, чувство бодрости, проходит усталость. При печали, тоске, наоборот, имеется психомоторная задержка. Движения замедленны и скудны, человек «подавлен». Осанка выражает мышечную слабость. Мысли, неотрывно, прикованы к одному. Бледность кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение выделения секрета желез, горький вкус во рту. При сильной печали слез нет, но они могут появиться при ослаблении остроты переживаний. Резкое выражение отрицательных эмоций – плач.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев.

Эмоциональная отзывчивость как психолого-педагогический феномен в основе своей имеет сложный комплекс эмоций, пробуждаемых происходящими событиями, которые воспринимает малыш. В связи с этим эмоции детей отражают приоритетные потребности и стремления в процессе общения со взрослыми, а также степень их удовлетворенности. Одна из ведущих социальных потребностей ребенка – это потребность в признании и принятии взрослыми, особенно близкими и значимыми, удовлетворение которой не только влияет на характер отношений ребенка с окружающими и на особенности поведения, но и определяет жизненную позицию формирующейся личности. Негативные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.

Ребенок, совершая первые шаги, стремится познать окружающий мир во всем его многообразии и сложности. В период раннего детства активность ребенка в открытии различных сторон действительности является поразительной, удивляя взрослых неиссякаемой энергией поиска ответов на бесконечное множество вопросов обо всем. Результативность действий ребенка обусловлена спецификой способов, которые позволяют ему познавать не только основные характеристики и свойства объектов, но и понимать сущность и закономерности происходящих явлений и событий.

Период детства рассматривается философами, психологами и педагогами как особая субкультура жизни человека, которая отличается своеобразным языком, смыслами и тайнами, набором способов познания, переживания и преобразования окружающего, знаками и символами, выражающими представления о мире и отношение ребенка к действительности.

Страницы: 1 2


Некоторые типичные автоматические мысли при шизотипическом расстройстве личности
- Этот человек следит за мной? - Я знаю, о чем он думает. - Я чувствую, что произойдет что-то плохое. - Я знаю, что я им не понравлюсь. - Я чувствую в ней дьявола. - Я — ненастоящий. - Может быть, я мертвый? Что касается других характеристик этого расстройства, то отмечается причудливость основных установок и допущений. Некоторые ...

Мотивация деятельности личности в организации. Формы и факторы мотивации персонала в организациях
Мотивационная система стимулирования включает два вида: материальное и нематериальное стимулирование. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия [1]. Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и систему льгот, которые организация предоставляет своим сотрудникам. Основное значение системы компен ...

История концепции «пограничного» расстройства
Важно отметить, что термин «пограничный» использовался в разных значениях, которые весьма отличаются от критериев DSM-III-R для ПРЛ, и что неправильное употребление этого диагностического ярлыка долго критиковалось (например: Knight, 1953). Первоначально этот термин использовался, когда клиницист был не уверен в правильности диагноза, п ...