Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений. Эффективные педагогические подходы
к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех летСтраница 1
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.
В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.
Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.
Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.
В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.
Этот поведенческий комплекс эмоциональной отзывчивости можно назвать «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. Комплекс «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом эмоционального состояния ребенка.
В подтверждение этого поведенческого комплекса эмоциональной отзывчивости были проведены наблюдения за детьми трехлетнего возраста в МУЗ «Городской Дом ребенка».
Воспитанники Домов ребенка отличаются от своих сверстников из семей дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью. У них отмечается слабая ориентация на будущее, обедненность и уплощенность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, снижение самооценки, несформированность избирательности в общении.
Дети, находящиеся в Домах ребенка, из-за отсутствия необходимого эмоционального общения отстают в интеллектуальном и речевом развитии.
Соответствующим образом организованная работа (занятия, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить нарушения психо-эмоционального развития ребенка.
Для развития эмоциональной отзывчивости у детей МУЗ «Городской Дом ребенка» были проведены занятия и игры, в которых малышам предлагались разнообразные дидактические задачи:
· игры, направленные на социальное развитие (проведение этих игр способствует выделению ребенком себя из окружающей действительности, формируют представление о себе и своем «Я», а также представления о других и об окружающем предметном мире);
· игры, направленные на познавательное развитие (способствующие активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), ознакомлению ребенка с окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями, развитию речи);
· игры, направленные на формирование предметных и предметно-игровых действий (формируют способ усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действия по показу, действий по речевой инструкции);
· игры и занятия, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование и конструирование);
· музыкальные игры и упражнения.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.
Самым сильным воздействием на ребенка обладает «сенсорная» комната, она используется для коррекции познавательной деятельности, развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе.
Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии (музыкальные игры и упражнения, и игры, направленные социальное развитие) или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проведения индивидуальности, развития эмоциональной чуткости.
Так как у детей наблюдается часто нарушение чувства ритма, то музыкальные занятия направлены в первую очередь на восстановление именно этого чувства. Использование музыкальных инструментов дает возможность развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, эмоциональность.
Выявление схем
Психотерапевт должен использовать собранные данные, чтобы выявить Я-концепцию пациентов, а также правила и формулы, по которым они живут. Часто психотерапевт должен определить Я-концепцию пациентов по ее проявлениям в описаниях разнообразных ситуаций.
Пациент заявляет, например, следующее: «Я свалял дурака, когда неправильно заплатил к ...
Методы и средства оценки результативности программы
Программа предусматривает проведение диагностического обследования уровня актуального развития ребенка до начала проведения коррекционно-развивающей работы и после нее.
Обследование проводится по материалам следующих методик:
1. Пирамидка.
2. Разрезные картинки.
3. Доска Сегена.
4. Парные картинки.
5. Диагностические ситуации Смир ...
Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений
умственно отсталых школьников
Влияние проведенных нами песочных игротерапевтических занятий на отношения между младшими школьниками с нарушениями интеллекта мы решили проверить повторным социометрическим исследованием (таблица 2).
Таблица 2
Таблица межличностных выборов учащихся 1 кл.
№ п/п
ФИО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
...