Информация » Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей » Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений. Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет

Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений. Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет
Страница 1

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.

Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Этот поведенческий комплекс эмоциональной отзывчивости можно назвать «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. Комплекс «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом эмоционального состояния ребенка.

В подтверждение этого поведенческого комплекса эмоциональной отзывчивости были проведены наблюдения за детьми трехлетнего возраста в МУЗ «Городской Дом ребенка».

Воспитанники Домов ребенка отличаются от своих сверстников из семей дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью. У них отмечается слабая ориентация на будущее, обедненность и уплощенность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, снижение самооценки, несформированность избирательности в общении.

Дети, находящиеся в Домах ребенка, из-за отсутствия необходимого эмоционального общения отстают в интеллектуальном и речевом развитии.

Соответствующим образом организованная работа (занятия, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить нарушения психо-эмоционального развития ребенка.

Для развития эмоциональной отзывчивости у детей МУЗ «Городской Дом ребенка» были проведены занятия и игры, в которых малышам предлагались разнообразные дидактические задачи:

· игры, направленные на социальное развитие (проведение этих игр способствует выделению ребенком себя из окружающей действительности, формируют представление о себе и своем «Я», а также представления о других и об окружающем предметном мире);

· игры, направленные на познавательное развитие (способствующие активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), ознакомлению ребенка с окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями, развитию речи);

· игры, направленные на формирование предметных и предметно-игровых действий (формируют способ усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действия по показу, действий по речевой инструкции);

· игры и занятия, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование и конструирование);

· музыкальные игры и упражнения.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.

Самым сильным воздействием на ребенка обладает «сенсорная» комната, она используется для коррекции познавательной деятельности, развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии (музыкальные игры и упражнения, и игры, направленные социальное развитие) или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проведения индивидуальности, развития эмоциональной чуткости.

Так как у детей наблюдается часто нарушение чувства ритма, то музыкальные занятия направлены в первую очередь на восстановление именно этого чувства. Использование музыкальных инструментов дает возможность развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, эмоциональность.

Страницы: 1 2


Команда, участвующая в психодраме
В самом начале психодрама проводилась в виде групповой, супружеской, семейной терапии. Наличие участников группы, которые служат помощниками, а также директора и отдельного протагониста, выявляемого из группы, привело к созданию понятия команды психодрамы. Это основывается на предложении, что каждый участник команды должен осуществить р ...

Изучение акустической системы невербального поведения человека
Темпо-ритмические особенности речи при говорении относится к числу достаточно сильных психодиагностических показателей, с давних времен и до наших дней интересующих многих исследователей. Высказываются предположения, зачастую экспериментально подкрепленные, что речевая динамика определяется свойствами нервной системы, темпераментом, акт ...

Формы организации тренинговой работы
Евтихов О.В. [2] (74-75) выделил 3 основных формы организации тренинговой работы: интенсивный курс, регулярные занятия, эпизодические встречи. В рамках данного тренинга, с учётом пожеланий заказчика, членов группы (ряда дополнительных ситуационных факторов), а так же поставленных задач была выбрана форма регулярных занятий. Занятия с г ...