Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений. Эффективные педагогические подходы
к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех летСтраница 2
Эти игры и занятия способствуют усвоению ребенком правильных форм поведения, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, формированию положительных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости. В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога и ребенка.
Большой эмоциональный всплеск дети получают от сказки-терапии, при постановки сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героя сказки.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности маленького ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной. Занятия по изобразительной деятельности приобщают малышей к миру прекрасного, развивают креативность (творческое начало личности), формируют эстетический вкус, позволяют ощутить гармонию окружающего мира. Так же эти занятия несут в себе и элементы психотерапии – успокаивают, отвлекают, занимают.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства и эмоции: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Все эти чувства регулируют настроение ребенка, его самореализация в творчестве дает положительный заряд эмоций, что в свою очередь замечательно сказывается на физическом и психическом здоровье малыша. С помощью рисования, лепки и аппликации можно извлечь много положительных моментов, использовать их в терапевтических, психологических и воспитательных целях. Например, пальчиковое рисование – это приятный процесс, своеобразная детская терапия, которая подарит не только радость ребенку, но и окажет на него полезный терапевтический эффект, что в свою очередь скажется на здоровье малыша. С точки зрения психологии пальчиковое рисование благоприятно воздействует на психику ребенка, эффективно избавляет его от накопившихся стрессов, ранних страхов и беспокойства. В то же время пальчиковое рисование развивает мелкую моторику, так в труде работают пальчики малыша, они развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.
Работа с красками, пластилином, яркими картинками приносит ребенку большую пользу: учит его новому, чему-то необычному и интересному, развивает, активизирует речевую и познавательную деятельность, помогает пробудить фантазию. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не результат. Для ребенка творчество – это процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому.
При проведении всех занятий и игр наблюдались действия детей (принятие и понимание дидактической задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность), а также показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).
Результаты наблюдений показали, что в трехлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценивать свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске взрослого. Все это приводит к всплеску эмоций, что формирует эмоциональную отзывчивость малыша.
Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого – взрослого. Ведь успех (или неуспех) – это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.
Межличностная аттракция как механизм социальной перцепции
В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги "Ка ...
Стратегия разрешения конфликта
Своевременное разрешение возникшего конфликта выгодно всем противоборствующим сторонам и воинскому коллективу в целом. Рассмотрим основные условия успешного разрешения конфликтов.
1.
Прекращение конфликтного взаимодействия является первым и очевидным условием начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока конфликтующие стороны бу ...
Методы сурдопсихологии
Специфика методов сурдопсихологии обусловлена фактором нарушенного слуха, замедленным и своеобразным речевым развитием у детей. Кроме того, как сообщалось выше, среди детей с нарушениями слуха встречается немало таких, которые имеют и другие первичные нарушения. В целом около половины всех детей рассматриваемой группы имеют сочетания ...