Концепции воспитания дошкольников
Страница 1

Каждая цель подкрепляется и аргументируется определенной концепцией. Причем у одной цели может быть несколько концепций, объясняющих ведущий путь ее достижения, а у каждой концепции – множество конкретных программ.

Рассмотрим на примере одного исторического периода, как менялись концепции воспитания детей при единой цели. Очень показателен в этом отношении период 1917— 1998 гг. в нашей стране. Мы взяли данный отрезок време­ни потому, что именно в это время наблюдалось активное развитие системы общественного дошкольного воспитания и происходили социальные, общественно-политические изменения. Все это не могло не привести к коррекции реальной цели и концепций воспитания подрастающего поколения.

После революции 1917 г., изменившей общественный строй страны, была сформулирована цель воспитания: обществу нужен человек с твердыми идейными убеждения­ ми, готовый отстаивать и развивать коммунистические иде­алы. Подчеркивалось, что строящееся общество способно создать все условия для всестороннего гармоничного развития личности. Для реализации сформулированной цели воспитания разрабатывались разные концепции.

В 20-е - начале 30-х гг. ведущей была концепция Н.К.Крупской. Концепция определила основные направ­ления реализации поставленной цели: воспитание в детях (дошкольниках в том числе) идейной направленности, кол­лективизма. Признавалась необходимость учета индивиду­альных и возрастных особенностей ребенка. Концепция конкретизировалась не в программе (ее еще не было в то время), а в «Методических письмах».

В 30-е гг. в этой концепции происходят изменения, кор­ректировка на цель: остаются «три кита», на которых пред­лагается выстраивать воспитание детей, - идейность, кол­лективизм, трудолюбие. Требование учета и ориентира на индивидуальное развитие постепенно уходит из концепции. Появляются первые программные документы - «Програм­ма работ дошкольных учреждений» (проект, 1932) и «Про­грамма и внутренний распорядок детского сада» (1934).

Признание педологии лженаукой (1936) резко сместило акценты с индивидуального воспитания на коллективное. В конце 30-х гг. к указанным выше положениям в концеп­цию вводится требование патриотического и интернацио­нального воспитания (правда, содержание интернациональ­ного воспитания было связано больше с национальностями бывшего СССР). Выходят новые программные документы (1938, 1945).

50-е гг. характеризуются вниманием к умственному раз­витию подрастающего поколения. В концепцию воспитания вносятся соответствующие коррективы. В эти годы в до­школьных учреждениях было введено обязательное обуче­ние детей (Программа 1953-1954 г.) (А. П. Усова, Е. И. Радина, Р. И. Жуковская, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.).

Постановление 1959 г. об объединении яслей и детского сада в единое дошкольное учреждение вызвало к жизни «Программу воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях нового типа» (1962). В дальнейшем эта Про­грамма переиздавалась с некоторыми дополнениями и уточ­нениями вплоть до 1979 г.

Все названные выше концепции и программы так или иначе были подчинены одной идеальной цели - воспита­нию всесторонне развитой, гармоничной личности, а дей­ствовавшая в тот или иной отрезок времени Программа всегда была единственной и обязательной для всей систе­мы дошкольного воспитания.

Общественно-политические события конца 80-х гг. по­требовали разработки новой концепции воспитания подрастающего поколения начиная с дошкольного возраста. Появляется концепция личностно-ориентированной моде­ли воспитания (1989). Ведущей идеей становится идея вос­питания, направленного на развитие индивидуальности, са­мобытности личности. В новой концепции отсутствовали требования воспитания идейности, патриотизма, коллекти­визма, трудолюбия. На первый план выдвигается развитие творчества, интеллекта, индивидуальной неповторимости.

Страницы: 1 2 3


Экспериментальные и клинические данные
Кендлер, Грюнберг и Штраус (Kendler, Gruenberg, & Strauss, 1981) обнаружили, что шизотипическое расстройство личности среди биологических родственников приемных детей, страдающих шизофренией, распространено больше, чем среди биологических родственников испытуемых контрольной группы или приемных родственников испытуемых контрольной г ...

Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного с ...

Эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей младшего школьника на его успеваемость. Организация и методика исследования
Психологические исследования были проведены на базе 3 класса Ростовской гимназии. В группе 25 учащихся, в исследовании принимало участие все 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек, в возрасте 8-9 лет. Теперь перейдем к обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся на описании методик, используемых в нашем ...