Концепции воспитания дошкольниковСтраница 2
Важным событием явился факт принятия народами мира (и наконец, и нашей страной) Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Попытки составить документ, защищающий и определяющий права ребенка, предпринимались в разные периоды развития человечества (укажем лишь некоторые: теория Я.Д.Коменского- XVII в.; Женевская декларация прав ребенка - 1924 г.; Декларация прав ребенка Н. К. Вентцеля - 1914 г.). Генеральная Ассамблея ООН в 1959 г. приняла этот важнейший документ. В нем говорится, что ребенок обладает важными правами: правом на защиту, на социальное обеспечение, на получение образования, на любовь родителей, на кров, на уважение к его личности и др.
Конечно, принятие документа еще не означает, что все его положения активно реализуются в нашей стране. Нужны не только новые концепции и программные документы - требуется изменить педагогическое мировоззрение всего населения, и педагогов прежде всего. А для этого необходимо время. Но тем не менее уже в Концепции воспитания 1989 г. прослеживаются новые подходы, большая ориентация на развитие личности и уважение к ней. За последние годы в стране появились новые вариативные программы, предлагающие свое решение концепции личностно-ориентированного воспитания детей. Это программы «Радуга» (сост. Т. Н. Доронова. - М., 1996 и другие издания), «Детство» (под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурвич. - СПб., 1996), «Развитие» (подготовлена к публикации О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцовой. - М., 1994), «Истоки» (М.,1997) и др.
Цель и концепции дают возможность сформулировать задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Если ориентироваться на идеальную цель, то задачи отражают стороны воспитания: нравственное, умственное, физическое, эстетическое, трудовое. Конкретные задачи мы рассмотрим ниже, когда приступим к изучению содержания и методики педагогической работы с детьми по каждому аспекту воспитания. Здесь же важно уяснить, что, несмотря на то что каждый аспект имеет свою специфику, в процессе формирования целостной личности они тесно взаимосвязаны и оказывают существенное влияние друг на друга. Нравственное воспитание нельзя осуществить без решения задач эстетического, умственного и даже физического воспитания. Задачи умственного воспитания теряют свою значимость для личности, если они искусственно отделены (если это возможно) от задач нравственного воспитания.
Одной из качественных характеристик любой науки является нахождение закономерностей развития объекта исследования. В частности, педагогика выясняет закономерности в области воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Что же такое закономерности воспитания?
Закономерности воспитания - это связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания. Закономерности отражают сущностную характеристику процесса
Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологии; технология - в средствах, методах; методы - в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень - результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.
Рассмотрим данную цепочку на конкретных примерах.
Воспитание индивида становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная, проверенная наукой и практикой закономерность. На основе данной закономерности педагогика формулирует принцип воспитания - поддерживать и направлять потребность ребенка в активности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями. Для реализации этого принципа технология выстраивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Это значит, что педагогический процесс представляет собой логическое сочетание разных видов деятельности, включаясь в которые ребенок не может оставаться пассивным. Для усиления активизирующей роли педагогического процесса подбираются методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональной, двигательной и другой активности. Если же педагог понимает закономерность воспитания, соглашается с ней, но в педагогическом процессе опирается только на репродуктивные методы, которые не требуют от ребенка «обратной связи», педагогическая работа не может считаться соответствующей данной закономерности.
Задачи психодиагностики и область ее применения.
В «Основах психодиагностики» под редакцией А.Г. Шмелева (1996) встречаем определение предмета психодиагностики, в котором сделан акцент на уже известную нам связь этой о науки с «разработкой и использованием разнообразных методов распознания индивидуальных психологических особенностей человека».
Таким образом, большинство исследователе ...
Детализированная структура человеческой личности
Предварительная схема иллюстрирует общий подход к анализу информационной сущности живых существ. Разработка детализированной структуры человеческой личности требует расширения понятийного ряда. Вполне естественным представляется использование общепринятых понятий психологии и физиологии. Так же важна и оптимальная степень ее детализации ...
Профессиональная мотивация
Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности ...