Классификация основных направлений использования информационных технологий
в жизни ребенка. Использование информационных технологий в
учебном процессеСтраница 1
Одной из важнейших сфер использования информационных технологий в жизни современного ребенка является образовательная сфера. В начале нашей работы мы остановимся подробнее на исследованиях, посвященных данной теме.
Дошкольное образование
В современном обществе многие дети рано начинают знакомиться с информационными технологиями: электронными СМИ, персональными компьютерами; особенно ярко это проявляется в индустриально развитых зарубежных странах. Долин Карпентер описывает детский сад, в котором знакомство детей с персональным компьютером и обучение навыкам работы с ним начинается с 3-4 летнего возраста. Раз в неделю дети участвуют в программе Computer Tots ("компьютерные малыши"). Автор пишет, что руководители программы Computer Tots Franchise в юго-восточном Мичигане могут припомнить "учащихся, которые начали участвовать в программе еще в памперсах". Многие из детей приходят без всякой подготовки. Но они быстро обучаются друг от друга. При этом в отличие от многих взрослых, они не боятся техники. [1,2].
Автор статьи отмечает, что помещение детей в компьютерные классы может для некоторых показаться крайностью. Однако, по мнению руководителей программы, "дети вступают в жизнь в компьютеризованном мире. Если они компьютерно неграмотны, они быстро отстают". Энтузиасты раннего ознакомления детей с компьютерами считают, что они должны научиться пользоваться компьютером раньше, чем они смогут посмотреть интересующие их вопросы в энциклопедии, пользоваться Интернетом или общаться с учащимися в разных странах. Авторы упомянутой программы Сикорски и Лесадж полагают, что у детей, которые умеют управлять "мышью", есть преимущество над теми, которые не умеют этого делать; это знание необходимо уже для вхождения в мир детского сада, который развивается быстрыми темпами. На этом этапе дети не знают, что они обучаются. Взаимодействие с компьютером - для них просто игра. Подходя к компьютеру, дети сталкиваются с неорганизованной компьютерной технологией. Затем с помощью преподавателя программы Computertots и программных средств, которые дети выбрали сами, им предлагается предпринять ряд активных действий: раскрасить картинку на мониторе с помощью нажатия мыши, петь песни, танцевать, играть в игры. Урок длится не более одного часа один раз в неделю; преподаватель одновременно занимается не более чем с тремя учениками. Дети могут заниматься в классах Computertots от одного месяца до всего времени посещения дошкольного учреждения. Первое, чему учатся дети, это нажимать клавиши на клавиатуре, не возиться, ждать своей очереди и т.д. Дети, проходящие обучение по данной программе, способны включить свой домашний компьютер, вставить компакт-диск CD-ROM и работать с программой [1,4].
Обучающая программа разрабатывается в штаб-квартире компании Computertots и рассылается по схеме франчайзинга (передачи торговой марки в пользование) владельцам, которые приобретают права на ее рыночное распространение в определенном регионе. Владельцы в свою очередь предлагают бесплатное использование программы и компьютера центрам дневной заботы о ребенке. Именно центры обеспечивают коммерческую реализацию программ родителям обучающихся детей (стоимость подписки на программу составляет 30-40 долларов в месяц). Получаемые деньги возвращаются франчайзеру. По мнению участников программы, преимуществом таких центров является то, что они позволяют давать детям компьютерное образование весьма экономичным способом. С 1996 г. Computertots довели число обучающихся детей до 300, а число обслуживаемых центров - до 25.
Остановимся подробнее на вопросе о психологическом развитии дошкольника и постараемся проследить влияние компьютерного обучения на психологическое развитие в этом возрасте. "Дошкольное детство - первый период психологического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности" [13, 3]. В возрасте от 3 до 7 лет "дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых - со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок - предмет - взрослый. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Все виды этой деятельности объединяет их моделирующий характер. "Главным новообразованием становится внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений" *). Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение [13]. В том числе это происходит и через компьютерное обучение. Важно, чтобы компьютерное обучение, которое идет через игры, хотя бы и совместные, не вытесняло сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в данном возрасте, а также различные виды продуктивной деятельности: изо, конструирование, трудовую деятельность, общение, а дополняло бы их.
Характеристика методик исследования
Существует большое количество методик по измерению особенностей мышления. Из трех видов мышления : словесно-логическое, наглядно- образного, наглядно-действенного - у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида. Что же касается первого – словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном детстве т ...
Формы организации
тренинговой работы
Евтихов О.В. [2] (74-75) выделил 3 основных формы организации тренинговой работы: интенсивный курс, регулярные занятия, эпизодические встречи. В рамках данного тренинга, с учётом пожеланий заказчика, членов группы (ряда дополнительных ситуационных факторов), а так же поставленных задач была выбрана форма регулярных занятий.
Занятия с г ...
Описание выборки (тренинговая
группа)
В тренинге клиент - центрированного взаимодействия с клиентами приняли участие 6 сотрудников московского центра красоты и здоровья «Лайт», женщины в возрасте от 22 до 53 лет. Данные об участниках тренинга представлены в таблице №1 Приложения 4.
Из таблицы № 1 видно, что в группа достаточно разнородна по составу: в отношении стажа работ ...