Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Классификация основных направлений использования информационных технологий в жизни ребенка. Использование информационных технологий в учебном процессе

Классификация основных направлений использования информационных технологий в жизни ребенка. Использование информационных технологий в учебном процессе
Страница 1

Одной из важнейших сфер использования информационных технологий в жизни современного ребенка является образовательная сфера. В начале нашей работы мы остановимся подробнее на исследованиях, посвященных данной теме.

Дошкольное образование

В современном обществе многие дети рано начинают знакомиться с информационными технологиями: электронными СМИ, персональными компьютерами; особенно ярко это проявляется в индустриально развитых зарубежных странах. Долин Карпентер описывает детский сад, в котором знакомство детей с персональным компьютером и обучение навыкам работы с ним начинается с 3-4 летнего возраста. Раз в неделю дети участвуют в программе Computer Tots ("компьютерные малыши"). Автор пишет, что руководители программы Computer Tots Franchise в юго-восточном Мичигане могут припомнить "учащихся, которые начали участвовать в программе еще в памперсах". Многие из детей приходят без всякой подготовки. Но они быстро обучаются друг от друга. При этом в отличие от многих взрослых, они не боятся техники. [1,2].

Автор статьи отмечает, что помещение детей в компьютерные классы может для некоторых показаться крайностью. Однако, по мнению руководителей программы, "дети вступают в жизнь в компьютеризованном мире. Если они компьютерно неграмотны, они быстро отстают". Энтузиасты раннего ознакомления детей с компьютерами считают, что они должны научиться пользоваться компьютером раньше, чем они смогут посмотреть интересующие их вопросы в энциклопедии, пользоваться Интернетом или общаться с учащимися в разных странах. Авторы упомянутой программы Сикорски и Лесадж полагают, что у детей, которые умеют управлять "мышью", есть преимущество над теми, которые не умеют этого делать; это знание необходимо уже для вхождения в мир детского сада, который развивается быстрыми темпами. На этом этапе дети не знают, что они обучаются. Взаимодействие с компьютером - для них просто игра. Подходя к компьютеру, дети сталкиваются с неорганизованной компьютерной технологией. Затем с помощью преподавателя программы Computertots и программных средств, которые дети выбрали сами, им предлагается предпринять ряд активных действий: раскрасить картинку на мониторе с помощью нажатия мыши, петь песни, танцевать, играть в игры. Урок длится не более одного часа один раз в неделю; преподаватель одновременно занимается не более чем с тремя учениками. Дети могут заниматься в классах Computertots от одного месяца до всего времени посещения дошкольного учреждения. Первое, чему учатся дети, это нажимать клавиши на клавиатуре, не возиться, ждать своей очереди и т.д. Дети, проходящие обучение по данной программе, способны включить свой домашний компьютер, вставить компакт-диск CD-ROM и работать с программой [1,4].

Обучающая программа разрабатывается в штаб-квартире компании Computertots и рассылается по схеме франчайзинга (передачи торговой марки в пользование) владельцам, которые приобретают права на ее рыночное распространение в определенном регионе. Владельцы в свою очередь предлагают бесплатное использование программы и компьютера центрам дневной заботы о ребенке. Именно центры обеспечивают коммерческую реализацию программ родителям обучающихся детей (стоимость подписки на программу составляет 30-40 долларов в месяц). Получаемые деньги возвращаются франчайзеру. По мнению участников программы, преимуществом таких центров является то, что они позволяют давать детям компьютерное образование весьма экономичным способом. С 1996 г. Computertots довели число обучающихся детей до 300, а число обслуживаемых центров - до 25.

Остановимся подробнее на вопросе о психологическом развитии дошкольника и постараемся проследить влияние компьютерного обучения на психологическое развитие в этом возрасте. "Дошкольное детство - первый период психологического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психологических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности" [13, 3]. В возрасте от 3 до 7 лет "дошкольник подходит к "открытию" мира взрослых - со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок - предмет - взрослый. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник. Все виды этой деятельности объединяет их моделирующий характер. "Главным новообразованием становится внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений" *). Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности - игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение [13]. В том числе это происходит и через компьютерное обучение. Важно, чтобы компьютерное обучение, которое идет через игры, хотя бы и совместные, не вытесняло сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в данном возрасте, а также различные виды продуктивной деятельности: изо, конструирование, трудовую деятельность, общение, а дополняло бы их.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Описание эксперимента
Второй эксперимент проводился в Православной гимназии г. Москвы. В нем принимали участие учащиеся 3-х и 4-5-х классов, всего 37 детей. В 3-х классах - 17 человек, в 4-5-х – 20 человек. Эксперимент проводился в форме анкетирования. Детям было предложено заполнить анкету, под названием «Компьютер и дети: анкета для младших школьников», со ...

Заключение.
Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разно ...

Основные этапы развития психики у животных.
В процессе развития психики выделяют несколько стадий. Стадия элементарной сенсорной психики – простые безусловные рефлексы. Низший уровень: для животных характерно появление элементарных форм движений, слабая пластичность поведения, сюда относятся простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Высший ур ...